Особняк Н. В. Игумнова на Якиманке выполнен в псевдорусском стиле. Особняк с крышей боярского терема построен архитектором Н.И. Поздеевым. Фасад создавал впечатление обилия и сложности. В середине — терем в два этажа, перекрытый высокой кровлей на четыре ската, прорезанной пышными слуховыми окнами и завершенной сверху ажурной решеткой с копьями на концах. Ниже ряды декоративных карнизов.

В Абрамцеве возрождали художественные промыслы Руси: вышивку, резьбу, плетение, изготовление мебели, изразцов. Образцы всех изделий выставляли в Музее кустарного искусства в Москве, построенном в псевдорусском стиле.

Абрамцевская мастерская, построенная в 1873 г. архитектором В. А. Гартманом, рубленая, снаружи пышно украшена резьбой. Мотивы для нее архитектор заимствовал из крестьянского искусства и вышивки. Внутри необычное, огромных размеров помещение — студия. К нему примыкают две небольшие низкие комнаты, напоминающие крестьянское жилище. Стены украшены резным карнизом. В одной стене — беленая печь.

В абрамцевской столярной мастерской за несколько лет было создано более сотни образцов изделий — шкафов, полочек, буфетов и других гоедметов. Они украшались орнаментальными мотивами, геометрической трехгранной резьбой. Мотивы местной флоры и фауны — от цветов до лягушек. Крестьянские изделия были объектом особого внимания.

В Абрамцеве возродили традиционный для России художественный промысел — майолику, то есть изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачными эмалями или цветными прозрачными глазурями по предварительной росписи цветными глинами, так называемыми ангобами. В мастерской много работал М. А. Врубель. Он создал красивые изразцовые печи. Нижний ряд делали из темных изразцов, что придавало впечатление устойчивости сооружения. Само сооружение печи делали в светлых изразцах. Карнизы раскрашивали в яркие цвета. Изразцы со стилизованными цветами и листьями, орнамент обычно делали вверху. Светлые изразцы верхней части печи и изящный аркатурный пояс придавали печи ощущение легкости и устремленности вверх.

Керамическая мастерская — творческое содружество химика-технолога П. К. Ваулина и И. А. Врубеля — «художника по печной части». Делали печи, ле жанки, вазы, подставки для часов.


В мастерской создавали прекрасные оригинальные вазы. М. А. Вру бель даже создал новый технологический метод, так называемый восстановительный обжиг. Восстановление окислов, входящих в состав цветных глазурей, в металлы — это суть процесса. У керамистов металлизация керамики считалась браком. Врубель увидел в этом «браке» новую эстетическую сущность керамики и проводил работы по созданию майолики восстановительного обжига.

В Талашкино организовали мастерские прикладного искусства — столярные, резьбы по дереву, живописи, керамические, вышивальные и эмалевые. Бь.ли построены «Теремок» и дом С. В. Малютина. Мастерские начали работать с 1900 г, их руководителем стал С. В. Малютин. Для сбыта продукции мастерских а Москве открыли магазин «Родник».

По лестнице пространство устремлялось вверх, к золоченым сводам, расчерченным на ромбы. На золотом фоне — переплетение линий, завитков, которые создают причудливый орнамент, гигантские фантастические цветы. В аванзале роскошный керамический пол. Двери выполнены в виде порталов XVII в.

По сторонам входа большой гостиной — пилястры из керамики с растительным орнаментом. Резьба на дверях выполнена в русском стиле. Окна расположены в глубоких арочных проемах. Стены цвета слоновой кости, пилястры с пышными капителями их украшали. Картины — гобелены XVII в., изображающие аллегорические сцены. Все выдержано в голубых тонах, даже золоченый гарнитур. В Большой столовой — роскошные дубовые двери с русской резьбой и высоко поднятыми сводами XVII в.

Модерн — финал эклектичного XIX столетия. Появление стиля модерн свидетельствовало о желании освободиться от старых традиций и создать собственное, «новое» для своего времени искусство. Модерн стремился преодолеть эклектику, создать современный, универсальный, синтетический стиль.

В середине XIX в. Уилкинсон и Куанье создали железобетонную конструкцию: бетонная масса упрочнялась посредством предварительного введения в нее железной арматуры в виде прутьев. Железная арматура была призвана выдерживать огромные сжимающие нагрузки. Патент на выработку железобетонных изделий был получен садовником Ж. Монье в 1867 г. Он конструировал трубы из металлической сетки, обмазанной цементным раствором. Железобетон позволяет не только выдерживать нагрузки, но и придавать конструкциям различные формы. В железобетоне мастера модерна увидели новые пластические возможности.

Романтический модерн использовал памятники Византии, Возрождения, народные мотивы. Он соединял знакомые формы с необычными. При наличии общих черт в разных странах были выработаны собственные варианты модерна.

Для модерна было характерно стремление к естественным формам и линиям и доведение их до вычурности. Символистский модерн использовал в композиции зданий асимметрию. Окна были выполнены в виде эллипсов, овалов, трапеций. Карнизы крыш имеют гибкие волнообразные очертания, они прорастают вьющимся и переплетающимся орнаментом. Оконные и дверные проемы обвивают растущие природные формы. Они медленно сползают по стенам домов. Полные динамики ажурные кованые из железа узоры балконных решеток, кронштейнов, светильников и перил. Формы и мотивы символистского характера носят мистический и иррациональный характер.

Новый стиль основывался на выработке форм, ясно выражающих свое применение в подчеркивании конструктивного характера, использовании своеобразия и прелести материала и в высокоразвитой технике. Машинный труд использовали не для имитации традиционных кустарных изделий, а для производства такой утилитарной вещи, которая была бы одновременно и технической, и эстетической формой. Апологеты модерна искренне верили в его преобразующую, обновляющую силу, большие надежды связывали с ним мебельщики.

Модерн своей задачей считал «осовременить» декоративные средства архитектуры и формы предметов прикладного искусства, дать им живую и динамичную пластику. Асимметрия разрушала классическую элегантность, но вызывала чувство комфорта. Для стиля были характерны любовь к новым материалам, разрушение замкнутости и тяжеловесности архитектурных форм, свобода в объемно-пространственном построении, поиски новых пластических и декоративных средств, динамичное решение внутри пространств, использование синтеза искусств, разнообразных приемов освещения.

Пластические методы сочетались с подчеркнуто нетрадиционными формами и декоративными мотивами, живописная многообразность композиций со свободной трактовкой внутреннего пространства. Использовались новые материалы: металл, листовое стекло, обливная керамика. Глубокий индивидуализм композиций — наиболее характерная черта модерна. Модерн был иррационален, и в силу этого он противостоял эклектике, в основе которой лежал «порядок» прошлых стилей. Он сочетал утонченность и юношескую свежесть, стильность жилого интерьера.

Богатая декоративность создавалась повторением натуралистических или стилизованных растительных мотивов, выполненных в стекле, металле или керамических материалах. Формы были очерчены сложной кривой, часто напоминающей линии стилизованных растений. Эти линии составляли основу характерного для модерна затейливого орнамента, выполненного в штукатурке, живописи, изразцовой технике и особенно часто — в виде сложных по рисунку металлических решеток.

Главный декоративный мотив — незатейливая игра линий, образованная из переплетений и удвоений, в чередовании светлых и темных поверхностей. Растительные мотивы сильно стилизовали, что их едва можно было узнать в изгибах линий и темно-светлых пятнах. Орнамент выступал просто и ясно по сравнению с другими эпохами. Узор и фон в орнаменте модерна — на равных. Орнамент отмечался беспокойными и подвижными ритмами.

Декорация модерна строилась не на повторяемости узора, а на асимметричном развитии декоративного рисунка. Модерн характеризовался изысканностью и вместе с тем вычурностью и сложностью. Геометрический орнамент — круги, треугольники, соединенные ломаными или криволинейными линиями.