Дом должен быть наполнен жизненными благами, теплом, любовью и покоем. Большое значение придавали выбору места — оно должно быть сухим, высоким и светлым. Никогда не строили дом там, где было кладбище, дорога или баня. Банный дух считался нечистым. По дороге могли уйти достаток и здоровье, а то и жизнь. Недобрые места — после наводнений и пожара. О месте строительства сложили пословицу.

«Место угоже, высоко и красно».

При строительстве дома считали, что надо место проверить. Клали камни и зерно в углы дома — они должны быть нетронутыми некоторое время, это считалось хорошей приметой. Ставили также ведро воды — в нем должно быть прибавлено воды. На месте строительства оставляли кусок шерсти и накрывали горшком: если шерсть отсыреет, значит, место «доброе». Неплохим признаком для строительства дома были муравьи. При постройке дома в углы клали деньги, чтобы «богато жилось». В красный угол ставили дерево с иконами. Строительство жилья в старину сравнивали с писанием икон. Нет совершенно одинаковых икон на один и тот же сюжет, так же и нет одинаковых домов при общих принципах.

Рубка деревьев для дома имела особое значение. Не брали дерево, упавшее макушкой на северную сторону. Это направление света люди ассоциировали с мраком и холодом — потусторонним миром. «Буйными» деревьями называли те, которые росли на перекрестках дорог. Называли их также «стоеросовыми», отсюда происходит выражение «дубина стоеросовая», означающее глупого и недобро го человека. Не рубили деревья, посаженные человеком. Не шли в строительство деревья, которые висли на ветвях соседей. В этом месте вовсе не рубили деревья. Нельзя было использовать для строительства сухие и старые деревья.

В старину говорили: «Без Троицы дом не строится». Начинали строить в Великий пост (ранней весной) и заканчивали в Троицу. Не начинали строительство в «тяжелые дни» — в понедельник, среду и пятницу, а также воскресенье, ибо тогда не работали.

Жилище всегда связывали с солнцем. Потому-то в декоративном убранстве оконных наличников и других элементов присутствовали символические изображения солнца — «солярные знаки», в основном в форме круга с крестом внутри. Крест обозначал огонь. Круг с шестью лучами — громовой знак — предохранял жилище от молнии. Круг с тремя лучами — символ восходящего и заходящего солнца.

Обычно знаки размещали так: на нижнем конце причелины слева — восходящее солнце, далее конек и солнце в зените на полотенце, затем справа на причелине — солнце на закате. Таким образом подчеркивалась идея движения солнца.

Конь был такой же необходимой фигурой в жилище, как и само солнце. Оба символа способствовали хорошему урожаю. Об украшении избы говорили: «Конь на крыше — в избе тише». Коня называли Вязима. Конь использовался как мифологический персонаж для оформления дома. Комлевый конец охлупня декоративно завершался головой коня и птицы. Передний конец охлупня обычно оформляли в виде головы коня, отсюда — конек. Коньки хорошо были видны издалека на фоне неба. Конек делали напоминающим голову не только лошади, но и оленя или птицы.

Другое животное — петух, использовалось в качестве украшения крыши, в связи с убеждением, что нечисть должна исчезнуть при крике петухов. Считали изображение животных на крыше оберегами, добрыми силами. Конь и птица служили также символами суточного круговорота солнца. Любимым мотивом резьбы была также вещая птица — сирин с человеческим ликом и роскошным павлиньим хвостом. Она напоминала собой сказочную Жар-птицу. Концы досок подзоров украшали фигурой льва, держащего в лапах ветвь.

Вся орнаментика архитектуры была связана с язычеством. Женская фигура с устремленными вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий — символы земли. Небольшие отверстия в виде капли, зигзага, волнистой линии — это вода, так называемые «хляби небесные». Зигзагообразные волны «хлябей» шли по причелинам в два или даже три ряда, как бы подчеркивая глубинность небесного свода. Небольшие круглые отверстия, символизирующие дождевые капли — это небесное запасы воды. Русалка — берегиня — символ водной стихии.

Постепенно появился термин «изба» (истба — истопка — изтобка) от слова «истопить». Другое мнение: слово изба немецкого происхождения, и славяне научились строить обогреваемые жилища, заимствуя их у германцев. Согласно письменным источникам с X в. распространились и не отапливаемые пристройки к избам — клети. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой — своеобразным «холодильником». Клеть имела весьма суровый вид. Клеть могла примыкать к дому, а могла быть отдельной или двухэтажной. Крыша у нее была односкатная. Она отличалась от жилой избы. Имела меньшие размеры.при ней не было галереи, дымового отверстия в крыше. На крыше не было земляной засыпки. Клети не имели окон, только продухи — щели.

Две избы, между которыми строили клеть, ученые считают трехкамерным жилищем. Оно появилось в XII —XIII вв. Сами избы также стали делить дополнительными стенами, получая двух-, трех- и многокамерное жилье. Двухкамерные помещения имели характер срубов-пятистенков, то есть таких, которые были перегорожены поперек внутренней срубной пятой стеной на два помещения. Стена делила дом на две неравные части — печь стояла в большей части, а вход был через меньшую.

Третий термин в строительстве жилья — сени. Ученые считают, что слово «сени» произошло от слова «осенний», то есть крытый. Так называли крытую галерею второго этажа. Сени второго этажа — опирающаяся на столбы крытая галерея или крытое крыльцо, к которому вела наружная лестница снизу. Они защищали вход от ветра, дождя и снега, препятствовали охлаждению избы через дверь. Сени столбовые с жердевой, бревенчатой или тесовой стеной встречаются в XII—XV вв. Сени также назывались иногда помостом: они соединяли мостом одни помещения с другими. Сени — входное помещение, холодное и не отапливаемое, располагались сени между отдельными клетями в избе и между отдельными помещениями в каменном здании.

Сени нельзя путать с сенником — летней холодной комнатой над конюшней или амбаром, служившим летней спальней. Нижний этаж при наличии двух и более этажей называли подклет (то есть под клетью) и использовали для хозяйственных нужд. Вход из избы в подклет назывался голбец (что означает «внутри»).

Верхние этажи всегда делали светлее и красивее нижних и чище убирали. Терем происходит от слова «теремной», что значит по-гречески «жилище». Терем завершал ансамбль богатого дома, состоял из двух или трех этажей, а его шатровая кровля была видна издалека. Поэтому появился термин «златоверхий терем»: как правило, его покрывали медными листами. Терем — верхний ярус хором, имеющий в отличие от чердака самостоятельные стены по периметру. Позже теремом стали обозначать все части здания, которое имело шатровые или фигурные завершения. Терема принимали шатровую гранную или круглую коническую форму.

Термин «повалуша» вызывает споры. Сначала повалуша служила спальней. Затем ее отделили от спальных покоев, и повалуша выделилась в отдельный сруб. Так возникли башни-повалуши в три этажа под отдельной крышей. Другое мнение — повалуша использовалась как помещение для приема гостей, где последние и спали, то есть валились, отсюда и название. В XV в. повалуши целиком использовались для приема гостей, где они и спали. Слово «общий» тогда было синонимом слова «повальный». Общая комната для гостей называлась повальной, или повалушей.

Палаты — слово от латинского палатиум — дворец. Гридницы и палаты — особые парадные помещения: приемные залы при дворцах князей и бояр. Слово гридница происходит от шведского слова gred — то есть «меч», так как в гриднях угощали княжескую дружину. Гридницы и палаты строили чаще каменными. Помните: «Все в том острове богаты. Изоб нет, одни палаты». (А. С. Пушкин). Весь жилой комплекс назывался хоромами. Жилище представляло собой отдельные строения, связанные между собой переходами, и выражало принцип родового единства. Двор напоминал удельную Русь: каждая земля стремилась к самобытности и не теряла связи с другими.

Во дворах князей и бояр было несколько срубов — избы, клети, сени. Несколько клетей составляли крытую галерею второго этажа. Галереи покоились на опорных столбах. Гульбище — настил с перилами, сооруженный на уровне окон второго этажа. Для балконов, лестниц и гульбищ точили специальные столбики — балясины.

КИЕВСКИЕ ВЕЖИ

В Киеве основным звеном была усадьба, состоящая из одного жилого дома, двух-трех построек хозяйственного типа и обнесенная дощатым забором. Господские хоромы состояли из нескольких больших срубных построек, соединенных между собой переходами, террасами и галереями. Боярские терема Киевской и Галицко-Волынской земли соперничали с княжескими и были укреплены не хуже европейских замков. Княжеский двор строили на возвышенной площадке. На нее могли проникнуть только через подъемный мост через ров. Между ним и главными воротами крепости было пространство, огражденное стенами. Заслоны преграждали путь врагам. Пройдя ворота, путник попадал во дворик со стражей. Двор стражи замыкала сторожевая высокая башня — вежа. Она являлась вторыми воротами замка и последним прибежищем защитников как донжоны в Западной Европе. В веже находились хранилища для зерна и воды на случай осады.

За башней-вежей перед большим княжеским дворцом располагался парадный двор. Дворец занимал пятую часть всей территории замка. Он был трехэтажным и завершался тремя высокими теремами. Нижний этаж предназначался для челяди, для запасов и для печей. Второй этаж — парадный. На широкой галерее — сенях — устраивали летние пиры. В большой княжеской палате ставили столы на сто человек. На территории усадьбы находилась небольшая рубленая церковь, соединенная переходом с дворцом. В усадьбе могло жить 200-250 человек, а запасов для населения замка хватало больше, чем на год.