История архитектуры. Ложно – Русский стиль

Цветовая среда города

Ложно – Русский стиль – это официальное течение в русском искусстве, получившее свое наиболее яркое выражение в архитектуре второй половины 19 века. Начиная с 30-х годов 19 века, по мысли Николая I, ряд архитекторов, главным образом иностранцев, делает попытку возродить формы древне – русского зодчества, пропитать архитектуру чертами национального русского.


Этот эклектический период лженародных националистических исканий в архитектуре николаевских времен известен под претенциозным названием «Второго возрождения». По проектам чеха К.А. Тона (1794—1881 гг), «согласно высочайшему повелению», строится в «православном стиле» целый ряд крупных архитектурных объектов, явившихся образцами бездушной компиляции и дурного вкуса (храм Христа спасителя в Москве, 1837—81 года, Кремлевский дворец, 1838—49 года, Оружейная палата).

Если русская национальная архитектура 18 века в лице ее лучших представителей (Растрелли, Баженов, Казаков) была проникнута глубоким чувством подлинной народности, то у Тона эта народность была казенной, соответствуя целиком духу идей великодержавного шовинизма. Выразителями тех же идей в архитектуре являются А. М. Горностаев (1808—62 года), известный своими постройками на Валааме, произведенными в 50-х годах; Быковский (1801—85 года) — строитель колокольни Страстного монастыря в Москве — и ряд других.

Ретроспективный и эклектический характер их творчества сказался особенно ярко в механическом введении древне-русских форм зодчества при наличии чисто ампирного понимания композиции архитектурных масс, объемов и пространства. Представителями этого ложно – Русского стиля в архитектуре были Гартман, Ропот и Парланд, а затем Преображенский, Шервуд и другие, построившие громадное количество зданий, по своему назначению не имевших никакого отношения к древне-русскому зодчеству, требовавших совсем отличных от него композиций и лишь внешне обраставших декоративными мотивами древней Руси.