Архитектура Сирии XI-XVII вв.

Цветовая среда города

В 1094—1095 гг. Большая мечеть Халеба украсилась минаретом в виде прямоугольного плана башни высотой до 50 м. Увенчанный балкончиком минарет поднимается над крышей мечети четырьмя ярусами. Оформление каждого яруса индивидуально: вырезанная в камне профилированная тяга очерчивает панно и многолопастные арочки. Гладкий второй ярус закреплен по углам пилястрами коринфского типа. Балкон опирается на сталактитовый карниз резной терракоты тонкого растительного узора. Под карнизом башню огибает пояс куфической надписи. В формах халебского минарета выявляется коренное различие между архитектурой Ирана и Сирии при сельджуках. Этот шедевр создал зодчий Хасан Ибн Мукри ал-Сармани из Сармина — предместья Маарат ан-Нумана, где он также построил минарет большой мечети. Халебская башня наряду с мечетью ал-Валида остается выдающимся памятником зодчества средневековой Сирии.

Свое вступление в Дамаск (1154 г.) сельджукид Нур ад-Дин ознаменовал постройкой госпиталя-маристана. Это небольшое здание с прямоугольным двором, на который выходят айваны и четыре угловых сводчатых помещения — обычная планировка медресе. В данном случае айваны служили для приема больных. Среди двора устроен водоем с проточной водой. Вестибюль, два его глубоких алькова и ниша портала покрыты сталактитовыми сводами. Во двор ведут две богато орнаментированные двери: на внешней — золоченые шляпки гвоздей образуют геометрический узор; внутренняя резная дверь разделена филенками наборной работы.

Примечательно появление ячеистого купола, занесенного в Сирию из Двуречья (отец Нур ад-Дина, Зенги, был мосульским строителем). Созданный в форме вогнутых сот, купол маристана представлял собой оболочку из литых алебастровых элементов, закрепленных на деревянном каркасе и скрытых извне обмазкой. Элементы оболочки статически не координированы с квадратом основания, и оси системы сталактитов не совпадают с осями помещения.

Иную картину дает конструкция возведенного на 18 лет позже ячеистого купола усыпальницы Нур ад-Дина, подчиненная точному геометрическому построению. Это сборная конструкция из литых элементов, открытая внутри и снаружи. Ее вес передается на углы восьмигранника, при этом облегчается нагрузка на углы помещения и его стены, что позволило прорезать в оболочке купола окна — по три с каждой стороны у основания и четыре на середине высоты. В гробнице и в маристане купол увенчан в форме ложчатой чаши.

Таким образом, правители могли жить в цитадели, не покидая ее годами. Еще в первой половине XII в. у подножия цитадели построено здание суда, где собирался трибунал. Усилены укрепления входа, где к двум существующим воротам добавлены третьи с коваными створками, фланкированные двумя мощными башнями. Коленчатый ход делал пять поворотов; в сводах были щели для сбрасывания на противника горящей смолы. К воротам вел покатый мост на арках. При мамлюках ворота надстроили и в начале моста поставили башни; углубили ров и выложили камнем гласис, где были скрыты два тайных хода, соединявших цитадель с городом. Колоссальный массив обнаженного камня, достигающий высоты 50 ж, сиял на солнце белизной, а на середине его могучего покатого стилобата выделялось черным базальтом имя основателя.