По сравнению с другими странами средневековой Европы, число феодальных замков, столь интенсивное сооружение которых приходится на романскую эпоху, в Италии невелико, и они сосредоточены преимущественно на юге (Апулия, Сицилия). Наиболее известным примером является замок Фридриха II Кастель дель Монте (1240-1250).
Восьмиугольный в плане, он наделен на всех углах восьмигранными башнями. Соответственную форму имеет и внутренний двор. В отличие от большинства романских и готических замков здесь отсутствует донжон. Парадным и жилым помещениям обоих этажей (число их на каждом этаже опять-таки восемь) приданы трапециевидные очертания, суживающиеся в сторону двора. Перекрыты они стрельчатыми первюрными сводами.
Мощь итальянских городов, в большинстве обладавших самоуправлением, вызвала к жизни ряд типов светских общественных зданий. Они назывались Бролетто, палаццо делла Раджоне либо Коммунале и служили чем-то вроде мест для собраний, ратушами и судебными учреждениями, подчас входя в один ансамбль с храмами либо даже встраиваясь в комплексы культовых построек (это относится и к отдельным жилым домам).
На облик гражданских построек могло оказывать влияние крепостное зодчество, что проявлялось в использовании башен, зубцов, машикулей и т.п. (Палаццо дель Капитанио в Орвието, 1157; Палаццо дель Коммунале в Ферраре, 1243; Пьяченце, 1280). Суровый многоэтажный объем в виде широкой башни с зубцами (наружная лестница, возможно, позднейшая) образует Палаццо Преторио в Прато ( 13 в;).
Соображения обороны (правда, еще в большей степени — престижа владельца) породили дополнение и богатых городских домов вертикалями башен. Особенно много (более полутора десятков) сохранилось их в уникальном даже по итальянским меркам средневековом городе Сан Джиминьяно. Они доныне играют немалую роль в силуэте Болоньи, где в центре возвышаются башни Азинелли (97 м) и наклонная к ней Гаризенда (48 м, недостроена). Однако в той же Болонье дома подчас имели нависающий верхний этаж, поддерживаемый деревянными столбами с консолями (Каза Изолани, 13 в.).
Зачастую в оформлении светских зданий употреблялись те же декоративные приемы и элементы, что и в храмах. К примеру, Палаццо Раджоне в Милане (первая половина 13 в.), несмотря на его аркаду-лоджию первого этажа, во втором украшено хорошо знакомыми нам по фасадам и интерьерам церквей тройными арочными проемами, которые заключены в уступчатые углубления стены.
От романского времени в Италии кое-где остались замечательные каменные мосты (крытый мост через р. Тичино в Павии, 13 в.).
Романская архитектура Италии обладает несколькими важнейшими особенностями:
- В Италии преобладали не монастырские храмы, а городские соборы, выходящие на площади и нередко составляющие единый ансамбль с колокольней и баптистерием, как правило, стоявшим отдельно.
- Объёмно-планировочные схемы близки к древнехристианским базиликам. За отдельными исключениями, лишены появившегося в романскую эпоху алтарного обвода — деамбулатория. В ряде памятников нет и трансепта, а когда он имеется, часто не образует рукавов за пределами продольных стен. Башни в храмах большинства итальянских областей отсутствуют, заменяясь кампани- лой. Фланкирование переднего фасада башнями изредка встречается только на юге страны.
- На протяжении всего романского периода в Италии продолжали употребляться деревянные стропильные перекрытия. Что касается сводчатой техники, то минуя цилиндрические, внедрялись сразу крестовые своды.
- Северная Италия, в первую очередь Ломбардия, явилась основоположницей конструктивных (связанная романская система) и декоративных (арочные пояса и галереи) приёмов, получивших общеевропейское распространение.
- Хотя памятники некоторых итальянских школ, в частности, той же Ломбардии, отмечены суровостью, для итальянской романики в целом характерна большая нарядность, создаваемая утончённостью украшений, мраморной облицовкой и инкрустацией, мозаическим убранством интерьера и т. д. Это, дополняясь такими реминисценциями античности, как широкое использование колонн, близких к классическому ордеру, сделала романику в Италии, преимущественно в Тоскане, прямой предшественницей архитектуры Возрождения.