Большое значение византийской архитектуры заключается в том, что в разных странах, находившихся в сфере византийского влияния, были выработаны новые типы архитектурных сооружений, получивших впоследствии широкое развитие в архитектуре средневековой Европы.
Во-первых, подвергся сильным изменениям тип базилики, бывшей в Древнем Риме зданием суда и государственных актов. Еще в Риме приспосабливая старые базилики к потребностям христианства, на место трона императора, царя земного, устанавливался престол «царя небесного», т.е. алтарь, а для придания алтарной части здания большей торжественности она отделялась от остальной части базилики аркой, схожей с триумфальной. Композиция базилики имеет осевой, продольный характер. Ритмично расположенные боковые аркады по колоннам как бы ведут от входа к алтарю.
В византийской империи традиционный тип базилики менялся и под влиянием местных архитектурных традиций. Ранние сирийско-византийские базилики имеют обычную для жилого дома Бит-хилани (хетты, Малая Азия) композицию главного фасада со входом между двумя башнями и с поперечно направленным притвором. Базилика становится короче, а боковые аркады, имеющие широкие пролеты, открывают пространства боковых нефов в средний пролет.
Наряду с базиликами, разрабатываются в византийской архитектуре и центрическая композиция культовых зданий. Это характерно для баптистериев (зданий с бассейнами для крещения).
Примером центрической композиции может служить памятник византийской архитектуры VI в. церковь Сан-Витале в итальянском городе Равенне 526—547 г. В основе ее плана лежит восьмиугольник опорных столбов, окруженный восьмигранником стен. Опорные столбы связаны арками, здание перекрыто куполом, вокруг основного пространства восьмиугольника устроены галереи с местами для привилегированных лиц. Изящная пространственная композиция интерьера Сан-Витале контрастирует с внешним скромным обликом здания, что является характерным для ранней и средневизантийской архитектуры, где все богатство сосредоточенно внутри.
В средневизантийской архитектуре большое значение приобрел крестовокупольный тип храма. Основу структуры образует читаемый в плане крест (равноконечный, греческий), над центром которого возводится купол. Примером крестовокупольного храма может служить церковь «вне стен» Русафы 569—586 г., в которой на четыре опорных столба, стоящих внутри стен здания, опираются арки, поддерживающие центральный купол на парусах. К аркам примыкали полуциркульные своды, перекрывавшие боковые ветви креста. Угловые пространства перекрывались небольшими куполами. В других примерах таких храмов угловые пространства перекрыты крестовыми сводами. Крестовокупольный тип храма с четырьмя опорными столбами, поддерживающими купол, получил затем распространение в архитектуре южнославянских стран и в древнерусской архитектуре.