Высокое Возрождение

Цветовая среда города

Известным архитектором этого периода считают Донато д’Анджело Браманте (1444—1514 гг.). Палаццо Канчеллерия — папская канцелярия в Риме — приписывается Браманте и является одним из выдающихся дворцовых зданий (начало 1483г). Это трехэтажный дворец, его фасад, протяженностью 90 м выходит на неширокую улицу. Главный портал тосканского ордера обрамляет арку, служащую въездом во двор. Здание представляет собой огромный параллелепипед с двумя прямоугольными дворами, окруженными аркадами. Композиция фасада напоминает приемы, использованные в палаццо Ручеллаи, но при этом ритмический рисунок создает торжественный образ. Нижний этаж мало расчленен, верхние этажи ритмически расчленены пилястрами на чередующиеся большие и малые интервалы. Большое значение имеют в композиции ритмично расположенные пластические акценты, создаваемые крупными проемами с наличниками.

Римской постройкой Браманте был внутренний двор церкви Санта- Мария-Делла-Паче. Здесь Браманте создал новую композицию: в нижнем этаже использован новый тип ордерных аркад с ионическими пилястрами и импостами вместо обычных аркад по колоннам. Поперечные арки галереи опираются на пристенные пилястры, а не на кронштейны стены, как это делалось в Средние века. На втором ярусе применены квадратные столбы с пилястрами по четырем граням, которые расположены над пилястрами первого яруса. Между столбами, над ключом арки, стоят тонкие коринфские колонки. Горизонтальные элементы антаблемента и парапета составляют одно целое с вертикальными элементами, и вся композиция производит впечатление легкости и ясности.

Другой постройкой Браманте в Риме является небольшой храм Темпьетто 1502 г., который поставлен во дворе монастыря. Это небольшая часовня, круглая в плане купольная ротонда, окруженная римско-дорической колоннадой. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, в которых преобладает линейно-плоскостная разработка стен капеллы Пацци, Темпьетто пластичен в целом, объемно. Ни снаружи, ни внутри нет никаких украшений, не связанных с тектоникой зданий.

Круговая стена центрального ядра и барабан под куполом расчленены пилястрами с расположенными между ними нишами и окнами. Вся композиция производит впечатление гармонии и завершенности.

В конкурсе на проект собора Петра принимал участие художник и архитектор Рафаэль Санти. По его проекту собор имел форму латинского креста, и главный фасад занял ведущее место в композиции. Рафаэль принимал участие в строительстве и росписях сооружений Ватикана. Он построил и расписал знаменитые лоджии Ватикана, получившие его имя — лоджии Рафаэля, и другие сооружения. Ученику Браманте, архитектору Антонио да Сангалло, принадлежит создание крупного дворца того времени — палаццо Фарнезе в Риме для кардинала Фарнезе, ставшего папой Павлом III в 1534 г. План дворца отличается осевой композицией, отмеченной на фасаде мощным порталом, обработанным рустикой, над которым устроено окно-лоджия, увенчанное гербом. Для обработки фасада Сангало применил средства, впервые использованные Рафаэлем, а именно гладкую стену, «укрепленную» только по углам рустикой. В разработке фасада отсутствуют вертикальные членения и четко выделяются горизонтальные пояса. Как бы опираясь на них, размещены окна с чередующимися треугольными и лучковыми фронтончиками наличников. Внутренний парадный двор окружен монументальной ордерной аркадой с полуколоннами, в отличие от дворцов XV в., где двор окружался легкими арочными галереями на колоннах. После смерти Сангало в 1546 г, дворец достраивал Микеланджело. После взятия Рима испанскими войсками в 1527 г. последователи Браманте и Рафаэля рассеялись по городам Италии и там развивали традиции высокого Возрождения. Примером может служить библиотека Сан-Марко в Венеции, построенная архитектором Сансовино. Сансовино выполнил градостроительные работы в Венеции, освободив от хаотической застройки территорию рядом с площадью Сан-Марко. Создал архитектурно оформленный выход к лагуне — небольшую площадь Пьяцетта, на которую выходит с одной стороны Дворец дожей, а с другой Сансовино построил библиотеку Сан-Марко (1536—1548 гг.), фасад ее образован двумя ордерными аркадами: на первом этаже аркада римско-дорического ордера, на втором — ионического. Протяженные горизонтальные членения антаблементов и балюстрад хорошо связывают здание с пространством площади. На втором этаже архивольт опирается на импосты, которые поддерживаются колонками, приставленными к столбам. На колонны второго этажа опирается антаблемент, фриз которого образует полуэтаж с небольшими лежачими окнами. Здание венчается карнизом со статуями и обелисками, стоящими на пьедесталах, соединенных ажурной балюстрадой. В этом здании библиотеки Сан-Марко Сансовино венецианская живопись сочетается с торжественными формами архитектуры высокого Возрождения, которые были выработаны в Риме школой Браманте. Композиция библиотеки хорошо сочетается с Дворцом дожей, стоящим напротив. Венчающие здание статуи и обелиски стоят по осям колонн, что придает зданию вертикальное стремление, освобождает от суровости, выражает жизнерадостность.