В XVII в. продолжается укрепление государства, усиление единоличной власти, развивается промышленность и торговля, налаживаются контакты с западными странами.
Заказчиками построек становятся богатые горожане, дворянство и купечество. На смену монументальному зодчеству XV—XVI вв., сложившемуся в период возвышения и укрепления Москвы в XVII в. пришли новые формы, отражающие потребности и вкусы нового общества. Церкви теперь имеют развитые паперти, богато украшенные крыльца и другие элементы, присущие гражданским зданиям. Композиции церковных построек становятся более сложными, применяются декоративные элементы и многоярусные кокошники, проявилось стремление к живописным цветовым решениям дворцов, палат и теремов. Примером небольшого храма первой половины XVII в. может служить церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628—1653 гг.). Композиция церкви строится на свободном сочетании объемов, различных по форме и размерам: основной объем окружен с запада и севера большой галереей с богатым крыльцом и колокольней с шатровым покрытием, что придало облику церкви живописную асимметрию. Богатая пластика и декоративные элементы широко используются в трактовке образа: ряды кокошников, членение стен декоративными поясами, колонками, арочные галереи, украшенные поясками, пилястрами, ширинками. Однако эта индивидуальность и многообъемность сложилась в единый ансамбль, очень живописный и уравновешенный.
Церковь представляет собой многоярусную стройную композицию, стоящую на высоком подклете, образующем обширное гульбище, на которое ведут три широкие открытые лестницы. На площадке гульбища расположен нижний ярус, имеющий четырехлепестковый план. Выше находится четверик, на котором утверждены большой и малый восьмерики и венчающая глава, установленная на восьмигранном барабане. Прекрасные пропорции ярусной композиции, богатство декоративных элементов, контраст кирпично-красного цвета стен и белокаменных деталей — все это ставит церковь Покрова в Филях в ряд выдающихся памятников архитектуры конца XVII в.
Большое значение для перехода к следующему этапу развития русской архитектуры имели такие памятники конца XVII в., как Лефортовский дворец в Немецкой слободе в Москве, характерный для гражданской архитектуры 1697—1698 гг. (зодчий Д. Аксамитов). Особенностью его архитектуры является начало применения ордерной системы.