Архитектура Ислама 632—1800 гг.

87

Ислам — одна из трех мировых религий. Исламская архитектура возникла в VII в. на Ближнем Востоке и затем вместе с религией проникла в другие страны. Огромная роль религии подчеркивалась строительством мечетей, которые со временем получили свою каноническую форму. Мечети чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор с аркадой, колонный молитвенный зал, минареты. Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор — все это ассоциируется с исламским стилем.

Город

Ранние исламские здания не имели единого стиля. Он возник в период правления Фатимидов 960—1171 гг.

Просвещенные правители содействовали развитию науки искусств. Появились характерные стрельчатые арки, купола, сложилась определенная система каменной кладки. От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и части стен XI в. Внутри городских стен находились дома и дворцы, гробницы и кладбища. Изыскан по своим формам мавзолей Олджейту в Султании в Иране. В 1250 г. власть захватила придворная гвардия — мамлюки. Мамлюкские султаны и их приближенные построили великолепные дворцы, мечети, медресе. Они возводили грандиозные ансамбли. Мамлюки правили Египтом до 1516 г.

Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе

Первая исламская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. Молящиеся обращаются лицом к Мекке, — почитаемой святыне мусульман. Соответствующим образом ориентируются и мечети. Нужное направление указывает ниша михраб, увенчанная аркой. В соборных мечетях помимо михраба есть еще и деревянная ступенчатая кафедра — мимбар. Она появилась уже в ранних мечетях. Для правителей и наместников близ михраба выделяется деревянная решетчатая ограда. Эти основные черты мечети сложились к концу VII в., позднее были дополнены обширным двором и минаретом башни, с которой мусульман призывали на молитву словами: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Во дворе мечети был бассейн для омовения перед молитвой. Мечети были религиозным, социальным и политическим центром исламской жизни.

Комплексы мечетей в Египте и Персии

В Египте тип зданий с айванами начал развиваться в XII в. Эта форма особенно подходила для ансамблей с мечетями и медресе. Такие ансамбли возводились в Каире вплоть до XVIII в. На исламскую архитектуру Персии особое влияние имело вторжение турок-сельджуков в XI в., которые принесли сюда свои архитектурные формы: цилиндрические минареты, мечети с четырьмя айванами, большие купольные пространства, кирпичную кладку и орнаменты.

В поздний сефевидский период в XVII в. орнамент с глазурованной плиточной мозаикой особенно развивался в Исфахане (столице Сефеви- дов), в зданиях с голубыми и разноцветными фасадами.

Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть

В 755 г. династия Оймеадов основала на Перенейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица Кордова — самый большой и процветающий город Европы в X в. и самое священное место для паломников. Здесь была построена большая мечеть — первое исламское здание в Испании. Ее строительство было начато в 786 г. и закончено к 796 г. Так мечеть получила свои окончательные огромные размеры.

Экономическое и культурное общение с Каиром и Багдадом, также тесные связи с Византией имели большое значение для формирования архитектуры юга полуострова.

Исламская архитектура Испании. Альгамбра

Цитадель и резиденция эмиров Гранады Альгамбра была построена на вершине холма и отделена от города рекой. Дворцовые здания окружены стеной, красноватый цвет которой объясняет название ансамбля: Ал-Хамра — то есть Красная. Укрепление Альгамбры относится к XI в., а дворцовые здания к XIII—XIV вв. Постройки группируются вокруг двух двориков с аркадами, водоемами и фонтанами. Необычно богатство и насыщенность декора. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Альгамбра — блестящий пример дворцовой архитектуры мусульманского Запада, по своей роскоши превосходящий архитектуру средневекового Востока.

Исламская архитектура в Индии: сочетание индусских и исламских черт

В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюрками, исповедовавшими ислам, а в XV—XVII вв. их завоевания распространялись на всю Индию, включая крайний Юг. На завоеванных землях прекращают существовать традиционная индийская архитектура и скульптура, но развиваются исламские архитектурные традиции, появляются новые типы и виды культовых сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране. Это было время непрерывных войн, что вызвало размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Теперь доминирующим стал не храм, а укрепленный замок феодала и его мавзолей.

Исламская архитектура в Индии: могольские мечети, гробницы и дворцы

Самым богатым периодом в истории индийской исламской архитектуры было время Великих Моголов — с XVI до XIX вв. Наивысшим достижением архитектуры моголов был Тадж-Махал в Агре, украшенный резьбой по мрамору, мозаиками из драгоценных камней. Биджапур был одной из столиц исламских династий в Индии, и здесь Мухаммед-Адиль- шах построил огромную гробницу, размеры которой превышали размеры римского Пантеона. Это один из самых выдающихся памятников середины XVII в. Черты исламской архитектуры характерны и для индийских дворцов в Агре, Манду, Биджапуре, Дели с их павильонами, дворами, верандами и садами.

Исламская архитектура в Турции и Северной Африке

Турки-сельджуки были кочевниками и не имели своих архитектурных традиций. Они переняли строительную культуру народов Малой Азии, Византии, а также Ирана и Средней Азии. С XIV по XVI в. в результате завоеваний Османское государство стало громадной империей. Вначале мусульмане превращали христианские храмы (например, собор Св. Софии в Константинополе) в мечети. Строившие в византийском стиле архитекторы разрабатывали центрическую систему мечети с характерным полусферическим сводом, маленькими куполами и выступающим портиком, обрамленным высокими стройными минаретами. Стены были покрыты разными орнаментами и мозаикой. В Северной Африке развивался стиль, известный как магрибский.