Архитектура Японии VI в. до н.э. — XIX в.

Цветовая среда города

Синтоизм (буквально — «путь богов») был традиционной религией Древней Японии до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы — в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши — использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы. Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары) привязывали религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем, собственно служба.

Буддийские храмы

Буддизм пришел в Японию из Кореи и Китая в VI в., что привело к появлению новых архитектурный форм. Декоративность архитектуры разительно возросла, поверхности стали украшать резьбой, расписывать, лакировать и золотить.

Появились такие детали, как искусно сделанные консоли на софитах внутренней поверхности крыши, крытые тростником крыши с резными профилями, украшенные колонны. Первый в Японии буддийский храм был сооружен около г. Нара. В то время как храмовые строения синтоистов имели строго заданные очертания, ранние буддийские храмы не имели какого-либо строгого плана. Хотя обычно включали кандо (Святилище), пагоду, а также кадо — Зал поучений, хозяйственные постройки.

В развитии буддийской храмовой архитектуры в Японии можно выделить три этапа. Ранний период известен как «ранний исторический». Он подразделялся на периоды Асука, Нара и Хейан. В искусстве средневековой Японии с XII в., выделяются периоды Камакура и Муромати. С XVI по XIX в. периоды Момояма и Эдо.

Если синтоистские и ранние буддийские храмы имели простую и четкую конструкцию, то более поздняя архитектура была очень декоративна и не всегда конструктивна. К примеру, консольные концы ворот храма XVII в. в Никко покрыты резьбой в виде голов дракона и единорогов вместо простого выступающего элемента.

Архитектура жилых домов

Климат и геологические условия оказали влияние на архитектуру жилых домов Японии. Дома обычно строили фасадом к югу, они имели выступающие карнизы и высокие стены внутренних двориков. Раздвижные окна и перегородки позволяли максимально использовать преимущества морских бризов. Одноэтажные деревянные здания выдерживали постоянные землятресения. Дома, возраст которых, насчитывал три столетия, были очень сходны с новыми домами. Это показывает, как важны традиции в строительстве в Японии.

Правительственные и деловые здания

Начиная с VII в. городская архитектура Японии вдохновлялась градостроительством Китая, особенно в области планирования. Как в китайских городах — например, Пекине — так и в японских городах Киото и Нара в VIII в. улицы пресекались под прямым углом, в центре находился императорский дворец, а дома знати, другие дворцы и правительственные здания выстраивались симметрично, вдоль оси север-юг. В то время как храмы и жилые здания были просты, правительственные здания и дома аристократии выделялись своей монументальностью. Искусно построенные замки с традиционными формами крыш доминировали над пейзажем.