Возведение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было предусмотрено в XIV в., но оставалось нереализованным почти столетие. В 1420 г. было принято решение возвести купол по модели, предложенной Брунеллески. Купол, точнее сомкнутый свод, укреплен восемью ребрами, которые поднимаются к верхнему восьмиугольному кольцу, несущему фонарь.
В нижней части купола для противодействия распору было устроено еще кольцо из дерева — брусьев 35х30 см, скрепленных между собой накладками и хомутами.
Две оболочки купола, прочно связанные между собой и каркасом, образовали жесткую пространственную конструкцию.
Конструкция Флорентийского купола вобрала в себя традиции строительства купольных конструкций разных эпох: стрельчатая форма повествует об использовании готических и древневосточных примеров, внутренний купол — римский прием, а расчленение купола на две оболочки применялось ранее во Флоренции (здание Баптистерия XII в.) и в купольных сооружениях средних веков в Иране.
Капелла Пацции (1430—1443 гг.) Брунеллески — одна из значительных построек раннего Ренессанса. Здание поставлено во дворе монастыря. В композиции фасада применен шестиколонный портик, средний более широкий пролет перекрыт аркой, направляющей вход. Портик перекрыт цилиндрическим сводом и небольшим куполом за входной аркой. Свод и небольшой купол портика скрыты каменным антиком, который художественно обработан по типу каркаса с заполнением. Внутреннее пространство капеллы перекрыто куполом на парусах. Купол освещен кольцом окон и фонарем. Стены внутри расчленены плоскими, выделенными цветом пилястрами, которые вместе с членениями сводов дают ясное представление об организации пространства, новом тектоническом строе. Гармония ордерных форм, уравновешенность и соизмеримость с человеком свидетельствуют о новых архитектурных идеалах.
Уже в ранний период Возрождения власть во Флоренции сосредоточилась в руках богатейших семейств, которые стали строить для себя дворцы. Так Козимо Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео постройку дворца. Палаццо Медичи-Рикакарди (1444—1452 гг.) представляет собой квадратное в плане здание 40х38 м с внутренним двориком 12,2х12,2 м, окруженным аркадой. Внешний вид здания отличается монументальностью и расчлененностью поясками на три яруса. Обработка поверхности стен изменяется снизу вверх поэтажно от мощных квадров нижнего этажа к гладкой поверхности верхнего.
Одной из важных задач этого времени было развитие идей античного мира. Над этой проблемой работал архитектор Леон Батиста Альберти. Известной его постройкой является дворец Ручеллаи, построенный под наблюдением Росселино (1446—1452 гг.), Альберти первым расчленил многоэтажный фасад дворца системой ордеров. Антаблементы делят его на три яруса, высота которых убывает кверху, учитывая расположение фасада на узкой улице, вертикальные элементы ордера представлены в виде пилястр. Этим пилястрам соответствует слабый рельеф блоков стены и клинчатых арок, дощатый руст. В разработке фасада сохранились еще традиционные приемы — двойные арочные окна, идущие от средневековой формы окон, рустовка стен, монументальность здания. Но своим ордерным строем Палаццо Ручеллаи отличается от дворца Медичи. Альберти использовал ордерную систему для расчленения фасада, принимая за образец памятники античного Рима (Колизей).