Правильно спланированные города в странах мусульманского Востока встречаются довольно редко. Чаще попадаются правильные четырехугольные крепости, восходящие к Сасанидскому и эллинистическому периодам. Однако в XVII и XVIII вв. регулярная планировка получила значительное развитие как в мусульманской Индии, так и в Персии, результатом чего явились превосходные планы Джайпура, Дели и Исфагана.
Исфаган принадлежит к числу старых персидских городов. Наименование «Испахан» встречается на монетах IX в., хотя город, несомненно, существовал в еще более ранние эпохи — до вторжения в Персию арабов. Своим необыкновенно пышным расцветом Исфаган обязан шаху Аббасу I (1587—1628 гг.), при котором была осуществлена генеральная реконструкция города.
Исфаган стоит на равнине, орошаемой рекой Зендерунд. Главная часть города располагается на северном, левом берегу реки. В середине этой части находится общественный центр, образуемый главной площадью Мейдан-и-Шах, соборной мечетью и группой колоссальных царских садов. Широкая прямолинейная аллея соединяет центр города с заречной стороной — южным предместьем.
Красота городских построек Исфагана, его монументальная аллея, мосты, сады, бассейны и фонтаны вызывали общее восхищение иностранцев. Об Исфагане с восторгом отзывались Стрейс, Шарден, Кост и другие путешественники, посещавшие ее в XVII, XVIII и XIX вв. Наибольшим великолепием в Исфагане отличаются дворцы шахов, соборная мечеть и главная аллея, носящая название Чар-Баг («четыре сада»), или Так-Себз («зеленый свод»).
Эта аллея представляет собой прямолинейный бульвар, архитектурно оформленный на всем его протяжении. Длина аллеи — около 3 км при ширине в 32 м. Обсадка аллеи платанами произведена в 1597 г. По оси аллеи проходит канал с фонтанами и небольшими каскадами на перепадах рельефа. Одним своим концом аллея подходит к резиденции шаха, другим же упирается в трехэтажный павильон, стоящий в заречной, южной части города. В продолжение девяти месяцев в году аллея служит местом для прогулок и отдыха населения. В угоду шаху крупные сановники строили сады и дворцы по ее сторонам; здесь же помещались царские сады, зверинцы и вольеры. Пригороды Исфагана на другом берегу реки Зендерунд также изобиловали дворцами и садами.
Особого внимания заслуживает комплекс общественной площади Мейдан-и-Шах, которая вместе с примыкающими к ней дворцами и садами составляет главное пятно на фоне городского плана. Площадь Мейдан-и-Шах имеет прямоугольную форму со сторонами в 386 и 140 м. Середина площади оставлена совершенно свободной. Двухэтажные аркады из стрельчатых арок окаймляют площадь со всех сторон и придают ей строгость и лаконичность. Площадь имеет четыре входа. С запада располагаются ворота Али-Капу, ведущие к дворцу шаха, с востока — ворота у мечети Шейх-Лютф-Уллах, с севера — ворота, подводящие к базару, и с юга — главные ворота у входа в соборную мечеть.
Соборная мечеть Меджид-и-Шах, построенная в 1590—1615 гг., представляет собой одну из оригинальнейших мечетей Ирана. Высокая портальная арка отмечает вход во двор мечети со стороны площади; но если главная ось площади расположена совершенно точно с севера на юг, то ось мечети не совпадает с ней и уклоняется на юго-запад, так как, согласно мусульманской традиции, мечеть была обращена михрабом (алтарем) на Мекку. В результате главный фасад площади приобрел сложный и необычный силуэт.
Царские дворцы и сады, примыкающие к площади Мейдан-и-Шах, занимают громадную территорию между этой площадью и главной аллеей. Дворцовые павильоны расположены среди правильно разбитого сада. Красивейший из них, так называемый Сорокаколонный павильон (Чехель-Сутун), своими формами напоминает ападаны ахеменидской Персии, и это сходство следует расценивать как факт неоспоримого влияния древнеперсидской архитектуры на памятники мусульманского периода.