Античным миром называют эпоху цивилизаций Греции и Рима в период с XII—VIII в. до н.э. до IV—V в. н.э., Древний Рим наследовал достижения греческой цивилизации.
Архитектура Древней Греции
Греки внесли в композицию храма изменение: вынесли алтарь за пределы храма (храм Артемиды Орфии в Спарте, где алтарь располагался против входа в храм).
Простейший тип греческого храма — «храм в антах»: на фасаде треугольный фронтон поддерживается выступами продольных стен, между которыми поставлены две колонны, несущие антаблемент. Добавление перед входом четырех колонн создавало более сложный тип храма — простиль; у амфипростиля (двойного простиля) такой же портик с задней стороны храма. Присоединение колонн с боковых сторон храма создало периптер — храм, окруженный колоннадой. Колоннада стала основным художественным средством греческой архитектуры. Применение колоннад придавало общественным зданиям и храмам открытый характер и позволяло пространственно связать их с окружающей природой.
Стоечно-балочная конструкция (ордер) явилась основой создания новой тектонической системы. Возникли закономерные взаимосвязи и порядок расположения элементов конструкции, установились правила их декоративной разработки.
Для древнегреческой архитектуры характерно расчленение частей зданий на основе строительного модуля, за основу которого принимался размер какой-либо части здания. Такая модульная соразмерность облегчала возможность заготовки частей здания в каменоломнях и сборки здания из готовых частей. В художественном отношении это дает ясность членений, соразмерность всех частей здания.
Дорический ордер: основание-стереобат, ствол колонны более широкий внизу, суживающийся вверху, получил форму от древесного ствола. В стволе колонны делались продольные желобки-каннелюры (от лат. «канна» — тростник). Каннелюры собирают тени и при всяком освещении выявляют круглую форму колонны. Стволу колонны делают небольшое утолщение в нижней трети, которая плавной кривой (энтазис) сходит на нет. Это вызывает представление о напряженной работе колонны, повышает впечатление конструктивной правдивости. Капитель колонны — эхин, накрытый сверху плитой — абакой. На нее опирается балка — архитрав, поддерживающая фриз и карниз дорического ордера. Перекрытие — антаблемент, опирающееся на колонны, состоит из архитрава, фриза и карниза. Фриз образован торцами (деревянных) поперечных балок, которые закрывали дощечками-триглифами. Между триглифами располагались плиты (метопы) с изображениями, связанные с назначением храма или общественного здания. На нижней грани карнизной плиты над триглифами устраивали выступы с каплями (мутулы).