«Шар-башня» вмещает 50 000 посетителей одновременно. Каждые 15 метров по вертикали здесь располагается новый уровень с одним грандиозным аттракционом в окружении второстепенных развлечений.
45 метров над землей: «Сад с рестораном (цены доступные) на крыше постамента башни. Непрерывное водевильное представление, катание на роликовых коньках, боулинг, игровые автоматы и т.д. и т.п.»
75 метров: «Воздушный ипподром, вмещающий 5000 человек… Самый большой ипподром в мире с четырьмя огромными цирковыми аренами и четырьмя гигантскими клетками для животных», где томится множество разновидностей диких зверей, которые «без перерыва дают представления». Каждая арена представляет какой-то определенный континент: один мир внутри другого. Цирк окружен «автоматическими телескопами, автоматическими театральными биноклями, игровыми автоматами и миниатюрной железной дорогой…».
90 метров: в самой широкой, «экваториальной» зоне «Шар- башни» располагаются «главный зал — крупнейший бальный зал в мире — и движущийся ресторан, заключенный в стеклянную оболочку». Вращающееся кольцо шириной 8 метров несет «столы, кухни и посетителей вдоль внешней стены башни, что создает эффект летящего в воздухе вагона-ресторана» с бесконечной панорамой Кони-Айленда, океана, сельских пейзажей и всего Большого Нью-Йорка за окнами. Чтобы обеспечить круглосуточную заполненность «Шар- башни» всеми 50-ю тысячами посетителей, в центральной зоне спроектирован целый этаж отелей, которые предлагают небольшие, шикарно обставленные и хорошо звукоизолированные люксы, отдельные комнаты и просто ночлег за выгородкой.
Остальное пространство этого уровня занимают «круглый выставочный зал, автоматы со сладостями, игровые автоматы, автоматы с игрушками и всяческие представления. Разного рода изделия изготавливаются прямо на глазах у зрителей — их можно тут же приобрести в качестве сувенира». 105 метров: «Небесный пальмовый сад».
В горизонтальном членении, которое придумал Фриди, изначально заложено социальное неравенство; чем выше, тем более утонченными и изысканными становятся удовольствия.
«Наверху будет располагаться более дорогой ресторан со столиками, разбросанными в пальмовом саду с водяными каскадами. Посетители смогут укрыться от праздных взоров за боскетами в духе итальянских садов». У Фриди есть замысел собрать здесь по экземпляру всех известных человеку растений: ресторан как райский сад.
150 метров: этаж видовой платформы, где «имеются автоматические телескопы, сувенирная лавка и разные маленькие магазинчики — самая высокая смотровая площадка во всем Нью-Йорке и его округе».
180 метров: филиал Бюро метеорологических наблюдений США и станция беспроводного телеграфа — «самый высокий наблюдательный пункт во всех Соединенных Штатах, оснащенный новейшей аппаратурой наблюдений за погодой, беспроводным телеграфом и т.д. и увенчанный самым большим вращающимся прожектором в мире».
«Ночью тысячи электрических светильников превращают здание в гигантскую башню огня».
Поскольку она попросту не от мира сего, «Шар-башня» вполне может обойтись без тех метафор, которые требовались ее предшественникам для подтверждения собственной инаковости. Первое отдельно стоящее здание, присвоившее себе статус курорта — «самого популярного курорта во всем мире», — «Шар-башня» порывает все связи с природой; огромный размер ее внутреннего пространства отменяет любые соотнесения с реальностью внешнего мира.
«Шар-башня» пятитысячекратно воспроизводит площадь того участка, который она занимает.
В ситуации таких колоссальных «ножниц» «Шар-башню» следует рассматривать как абсолютную квинтэссенцию идеи небоскреба, как самое полное и наглядное воплощение способности небоскреба многократно воспроизводить земную поверхность и создавать другие миры.
В первых рекламных объявлениях упоминается о том, что «работы по сооружению основания „Шар-башни“ Фриди начаты чикагской компанией Raymond Concrete Pile Со и согласно контракта будут выполнены за 90 дней, после чего ускоренными темпами будет проведена сборка стального каркаса».
Опоры башни окружены особой таинственной аурой как элементы, которые должны связать пока еще свободно парящую в воздухе планету с Землей.
26 мая 1906 года «закладка первого камня — главное событие дня на острове — будет отмечена концертами, фейерверками и приветственными речами… Когда-нибудь мы с гордостью скажем: „Мы присутствовали при закладке первого камня“«. В офис компании «Шар-башня», построенный рядом с первой опорой, устремляется поток инвесторов.
К концу сезона 1906 года основание все еще не готово. Инвесторы волнуются. Начало сезона 1907 года отмечено еще одной церемонией закладки; достроена еще одна опора «и несколько стальных ферм… подняты на вершину [опор], как первый шаг к строительству самой башни».
К 1908 году становится ясно, что самый впечатляющий архитектурный проект в истории — это афера.
Тилью не знает, что делать с недостроенными опорами, которые мешают расширению «Стипль-чез-парка». «Из-за песчаной почвы Кони-Айленда… длинные бетонные сваи были забиты на глубину 11 метров. Сваи эти соединялись по восемь штук с помощью бетонных скреп в метр толщиной… Всего на участке установили около 30 таких групп… Эти элементы бетонного фундамента настолько массивны, что убрать их можно, по-видимому, только при щедром использовании динамита».