С помощью концепции архитектурного типа Росси и его последователи надеются вновь связать граждан с их историческим наследием. Но надо заметить, что в его постройках простота, схематичность архитектурных типов неизбежно приводят к жесткости и часто тоже к схематичности целого. Одно из наиболее удачных произведений автора — плавучий Театр Мира. Схематичность объема, как бы нарочито временный, балаганный характер сооружения не придают ему особой привлекательности, но будучи пришвартован в историческом городе, театр, безусловно, вступает в диалог с историческим окружением. Видимо, и здесь он хорош только на время, но на то это и плавучий объект. Стационарные сооружения Росси труднее представить себе в качестве связки наследия и современности. Здесь больше выступает жесткость его построений. Возможно поэтому журнал Archtec — tural Revew, характеризуя жилой блок Росси в Милане, заключает, что пробуждаемые сооружением образы и аналогии столь же пагубны и зловещи, как добры и благотворны.
Иной путь — в использовании не отдельных форм, а традиционных характеристик целых сооружений. Так, М. Ботта, строя в небольших поселениях Швейцарии, использует аналогии с традиционными сельскими постройками, например, с амбаром. Простые, непритязательные формы местных хозяйственных сооружений исконно абстрактны, что позволяет зодчему перейти к формированию современной, чистой геометрической структуры, хорошо вписывающейся в окружение. Ботту считают не имитатором прошлого, а продолжателем традиций, стремящимся к достижению синтеза между местной культурой и рационализмом. Впрочем, надо заметить, что когда он переносит свою деятельность в крупный город, где нельзя ограничиться аналогией с простыми сельскими постройками, рационалист явно берет в нем верх над регионалистом.
Та же идея продолжения, развития традиций — в основе творчества английских прагматических романтиков. Акцент делается на использовании особенностей местности, традиционных мотивов городского ландшафта, пространственной структуры застройки.