Лилипутия, или «Город карликов»: если «Страна грез» — это лаборатория Манхэттена, то «Город карликов» — это лаборатория самой «Страны грез». Трем сотням лилипутов, которые были раскиданы по всему континенту и развлекали публику на Всемирных ярмарках, было предложено основать здесь постоянную экспериментальную коммуну — «что-то вроде Нюрнберга XV столетия».
Поскольку по масштабу «Город карликов» примерно в два раза меньше настоящего города, то затраты на возведение этой картонной утопии ниже, по крайней мере теоретически, раза в четыре. Это означает, что здесь можно недорого тестировать экстравагантные архитектурные затеи.
Карлики «Страны грез» имеют свой парламент, свой пляж со спасателями-лилипутами и «миниатюрную городскую пожарную бригаду, [каждый час] выезжающую по ложной тревоге» — довольно эффектное напоминание о бренности человеческого бытия.
Однако самое интересное в «Городе карликов» — это социальные эксперименты. В стенах лилипутской столицы систематически игнорируются законы общепринятой морали — факт, широко разрекламированный для привлечения посетителей. Поощряются и выставляются напоказ промискуитет, гомосексуализм, нимфомания и прочее в том же духе. Брачные союзы разваливаются практически сразу по их заключении; 80 процентов всех младенцев — незаконнорожденные.
Чтобы усилить тот трепет, который эта организованная анархия наводит на публику, карликов буквально осыпают аристократическими титулами, тем самым еще больше подчеркивая разрыв между установленными правилами поведения и реальной жизнью.
«Гибель Помпеи» — впечатляющая кульминация в череде искусственных катастроф, от которых жители метро- полиса явно впали в какую-то физиологическую зависимость. За один день на Кони-Айленде можно было стать «свидетелем» землетрясения в Сан-Франциско, пожаров Москвы и Рима, различных морских сражений, сцен англо-бурской войны, Галвестонского наводнения, а также извержения Везувия (наблюдая за ним изнутри классического греческого храма с фресками, изображающими спящий вулкан). Все это устроено «с помощью разнообразного сценического и механического оборудования в сочетании с самым невероятным электрическим освещением… то есть новейших изобретений, буквально в первый раз примененных здесь на практике». Каждый кошмар, разыгранный в «Стране грез», — это еще одна катастрофа, предотвращенная на Манхэттене.