Венецианские Палаццо готики и Ренессанса

9

Их прообразом является турецкий торговый дом Фондако деи Турчи, построенный около 1200 г. на Большом канале и обезображенный после реконструкции в XIX в. Характеристики:

— легкие стены с большими проемами из-за сложности устройства фундамента в лагуне

— фасадная сторона обращена к воде, изредка к площади; она сильнее акцентирует декорацию, чем строгое членение. Проемы редко располагаются в последовательный ряд, чаще объединяются в группы. Преобладает асимметрия; симметричный фасад дворца Вендрамин кажется довольно скучным.

— окна, проемы лоджий и маленькие колонны, часто расположенные немотивированно, богато декорированы резьбой по камню

-узкие и высокие полуциркульные проемы, стрельчатые арки и арки в виде ослиной спины, «венецианские стрельчатые арки» = килевидные арки с носками на внутренней стороне арочных полу- сводов, круглые и спаренные окна в два света с накладной аркой и прорезным тимпаном непринужденно располагаются рядом друг с другом

— преобладают цветная штукатурка и кирпичная кладка, рустика встречается редко; популярны облицовки камнем дорогих восточных сортов и мрамором, майоликовые медальоны, также позолота

— плоские крыши редки

— нижний этаж используется как складское помещение, высокая прихожая проходит от причала через весь дом, отсюда начинаются лестничная клетка и вспомогательные помещения

— зал на верхнем этаже простирается на всю глубину здания

— во дворе всегда есть фонтан и наружная лестница к жилым помещениям, внутреннего двора нет

РЕНЕССАНС

Ранний Ренессанс

Главными центрами дворцовых построек являются Тоскана и Венеция. Архитектурные формы культовых сооружений переносятся на дворец довольно робко. Пилястровое членение дворца Ручеллаи и даже сандрики дворца Бартолини во Флоренции порицаются как неподходящие для светских строений:

— преодоление сложных взаимно проникающих архитектурных форм готики; вместо этого — подчинение каждого элемента ясно очерченной задаче

— замкнутый, с широкими опорами, кубический и, как правило, 3-этажный корпус

— карнизы на высоте подоконников изменяют единую или уменьшающуюся кверху высоту этажей

— часто низкие промежуточные этажи с невзрачными окошками

— сложное крепление выступающего карниза по античным образцам

— каменная кладка, обработанная под руст или оштукатуренная

— каменные стены небольшой толщины кажутся пластинами, каменные килевидные арки над окнами и квадры стен словно бы вырезаны, а иногда они просто нарисованы

— вертикальное пилястровое членение впервые применено в палаццо Ручеллаи с классическим чередованием ордеров: дорический, ионический, коринфский — ритмичная группировка

— расположенные в ряд помещения часто отделены одно от другого, и попасть внутрь можно только через открытые лоджии внутреннего двора

Высокий и Поздний Ренессанс

Тоскана теряет свою ведущую роль, ее место занимают Рим и северная Италия.

Обильные украшения придают архитектурным формам большую массивность. Богатое членение фасада по ширине и высоте, больше уступов в глубину-.

— удвоение числа и ритмичное расположение пилястров

— полуколонны, сначала в Риме, палаццо Каприни, 1517, арх. Браманте или Рафаэль

-полные колонны, уже ок. 1500 г. в Венеции, палаццо Вендрамин, также монастырский дворец в Томаре, 23 Г, в котором просматриваются веяния североитальянского зодчества

— открытые лоджии, парапеты на верхнем этаже

— сочетание аркад с классическими ордерами колонн

— фронтонные сандрики над окнами,

впервые в Урбино, палаццо Дукале, становятся с 1520 г. правилом |

— колоссальный ордер колонн

— часто имитация рустики оштукатуренным кирпичом

В период маньеризма перегруженность декором ведет к нечеткому членению архитектурных форм.