Условия фронтальности формы

Выразительность фронтальной композиции зависит от нескольких типичных условий, которые целесообразно учитывать на начальном этапе ее построения.

  1. Отношение между высотой и шириной формы. Для фронтальной композиции наиболее типично нюансное отношение между протяжением по горизонтали и развитием по вертикали или некоторое преобладание горизонтального измерения над вертикальным. При чрезмерном протяжении горизонтальной координаты начинает зрительно восприниматься значительная величина пространства вдоль фронта. При активном развитии вертикальной координаты форма, сохраняющая компактный план и ясно выраженные фасадные стороны, превращается по своим признакам в объемную композицию.
  2. Форма силуэта. Для фронтальной композиции наиболее типичен прямоугольный силуэт. В случае деформации прямоугольного силуэта у зрителя нарушается впечатление о фронтальности формы: кажется, будто верхняя часть формы отдаляется, и линейная перспектива заставляет ее сужаться. При наклоне линии очертания поверхности создается впечатление, что форма повернута в плане. Ограничение плоскости сверху по кривой также не типично для фронтальной композиции, так как деформирует ее: зрителю кажется, что перед ним криволинейная поверхность.
  3. Координаты основных членений. Для фронтальной композиции наиболее типичны горизонтальные и вертикальные членения, поскольку именно они соответствуют пространственным координатам, преобладающим в жизнедеятельности человека. Членения по кривой могут зрительно деформировать плоскую поверхность в криволинейную. Зрительная деформация плоской формы создается также при достаточно большом количестве горизонтальных или вертикальных членений и последовательном изменении их в одном направлении.
  4. Расположение элементов по глубине. Для фронтальной композиции типично расположение ее элементов в одной плоскости либо с незначительным смещением их, чтобы органично врезать один элемент в другой или показать небольшое различие по положению в пространстве. Форма сохраняет характер фронтальности и при довольно заметном углублении среднего элемента, если два других симметричных компонента фланкируют его, будучи расположенными на первом плане. Однако фронтальность нарушается таким пространственным расположением элементов, которое создает сильное направленное движение в глубину. Аналогичное явление происходит при повороте плоской поверхности в плане или при активно выраженном ее наклоне.
  5. Уравновешенность свойств элементов. Условием сохранения фронтальности формы является также уравновешенность в соотношениях других первичных свойств ее компонентов — геометрического вида, величины, массы, фактуры, цвета, светотени. Резкое усиление интенсивности какого-либо свойства приводит к нарушению фронтальности формы. Так, на рисунке 91 показано нарушение фронтальности из-за контрастного различия элементов по величине (а), цвету (о), массе (в).

Учет всех вышеперечисленных признаков, типичных для фронтальной композиции, способствует ясности восприятия формы. Однако для достижения своеобразия композиции можно вначале допустить нарушение признаков фронтальности формы, чтобы затем ее восстановить.

Например, если в расчлененной на три части поверхности высота элементов заметно возрастает в направлении от левого к правому, то необходимо, не уравнивая их высоту, изменить цвет и пространственное расположение, чтобы эти свойства нарастали в обратном направлении. В результате такой процедуры восстанавливается фронтальность и, что очень важно, формируется характерная архитектурная композиция.