Пригодность пропорций, вычисленных по тем или иным закономерностям, должна быть проверена зрительным впечатлением связности и гармоничности композиции. Результаты работы архитектора всегда будут более высокими, если он начнет создавать общую композицию, руководствуясь видимой соразмерностью частей и не связывая себя точными числовыми соотношениями, которые могут быть внесены, в порядке уточнения пропорций, уже тогда, когда композиция вчерне создана. Более того, эти уточнения необходимо вносить именно в конце работы, при составлении окончательных рабочих чертежей, ибо действие пропорций в осуществленном здании будет нередко сильно отличаться от проекта, если мы не учтем искажения соотношений, производимого обманом зрения. Эти оптические иллюзии зависят от положения частей сооружения в пространстве по отношению к зрителю.
Учетом этих искажений архитектура классического мира достигала необычайной стройности и звучности своих творений.
«Внешний вид совершенно меняется с положением вещи, — говорит Витрувий, — смотря по тому, находится ли вещь в такой близости, что, как говорится, рукой подать, или же находится на неприступной высоте; иной вид получается в замкнутом месте и совсем на него непохожий — в открытом месте,—во всех этих разных случаях все дело зависит от великой сметливости для удачного решения, что в конце концов в каждом конкретном случае нужно предпринять.
В самом деле, наше зрение явно не всегда передает нам верные зрительные впечатления, но сплошь да рядом ими в своих суждениях ум наш вводится в заблуждение.
…А раз действительное может представляться в превратном виде и известные явления в действительности оказываются иными в сравнении с их зрительным, могущим удовлетворить глаз восприятием, то я считаю не подлежащим никакому сомнению, что нужно, сообразуясь с природой местности или иными условиями, допускать убавления или прибавления к объективно установленным нормам, однако исключительно лишь с таким расчетом, чтобы в конструируемых каждый раз зданиях па-глаз все было безупречно.
А это достигается не путем одного только усвоения строительных теорий, но еще в гораздо большей степени изощренностью строительных талантов».