Признаки и разновидности фронтальной композиции

Характерными признаками фронтальной композиции, отличающими ее от других видов композиции, являются:

  1. такое соотношение свойств составляющих элементов, которое обуславливает развитие архитектурной формы в основном по двум координатам — по вертикали и горизонтали; размещение компонентов по глубинной координате имеет лишь подчиненное значение;
  2. то, что подобная архитектурная форма рассчитывается на восприятие только спереди.

В качестве разновидностей фронтальной композиции можно рассматривать:

  • фасады зданий, обращенные к открытым пространствам улиц и площадей;
  • главные фасады мемориальных и парковых сооружений, ориентированных на единственное преимущественное направление зрительного восприятия;
  • пластически разработанные плоскостные структуры, являющиеся характерными членениями или границами интерьерных пространств.

Так, фронтальная композиция главного фасада бывшего иезуитского костела в Гродно была построена на основе соподчинения и уравновешивания большого количества горизонтальных и вертикальных членений, выполненных в классических архитектурных формах.

Вертикальные членения выражены ризалитами, одиночными и спаренными пилястрами, заполненными и открытыми проемами. Горизонтальные членения представлены несколькими поясами антаблементов с развитыми карнизами. Целостность композиции обеспечивается наличием вертикальной линии симметрии фасада.

Главенствующая роль срединной части усиливается ее большей шириной, глубоким порталом входа и пластичным полукружьем открытой наружной лестницы. Фронтальность композиции обусловлена ориентацией фасада на главные видовые точки, расположенные перед храмом.

В ином стилевом отношении была выполнена фронтальная композиция памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. Сильный художественный эффект был достигнут за счет определенной компоновки строительного материала — пурпурно-красного обожженного кирпича — в крупные блоки- складки; они были дополнены пятиконечной звездой с серпом и молотом.

Здесь и надо искать смысловой и композиционный центр памятника. Художественная структура объекта воздействует на зрителя, находящегося в строго очерченной зоне — напротив протяженной стены сооружения.