Применение металла в сооружениях

Применение металла в сооружениях неизмеримо повышает возможность перекрытия больших пролетов и создания высотных сооружений; однако мы не всегда воспринимаем истинную величину сооружения. Если при создании сооружения зодчий не позаботился о масштабности здания, то нам часто приходится долго и мучительно соображать и оценивать размеры сооружения, чтобы ощутить его истинный масштаб, особенно если сооружение стоит отдельно и вблизи него нет предметов, имеющих привычные для нас размеры, которые могут служить мерой масштаба. «Инженер воздвигает своды и перебрасывает арки, которые кажутся чудовищными, когда сравниваешь их с камнем. Но мощь их удивляет нас не сама по себе, а только по сравнению с человеческими силами. Когда рука заменена машиной, мы не имеем более мерила для вырастающих перед нами громад» Эти слова французского искусствоведа указывают нам на то, что наилучшими указателями масштаба сооружения являются элементы его, соизмеримые с человеком, такие элементы, размеры которых для нас понятны по самому назначению их. Такими указателями масштаба в металлических сооружениях могут быть перила и элементы проезжей части — в мостах; ограждения площадок, лестницы и переходные мостики — в промышленных зданиях. И легче всего воспринимается масштаб сооружения, когда мы, вводя такие указатели масштаба, подчеркивая их форму, делаем их более заметными, бросающимися в глаза.

Однако выбором и размещением указателей масштаба не исчерпывается проблема масштабности.

Восприятие масштаба сооружения теснейшим образом связано с теми формальными приемами, которые мы применяем в композиции фасадов и интерьера здания или в образовании формы сооружения. Здесь очень заметную роль играет движение форм, которое в процессе восприятия произведений архитектуры нередко является источником различного рода обманов зрения, искажающих истинную масштабность.

Выше мы уже отмечали, какое влияние оказывает членение форм на восприятие их размеров. Колонна с каннелюрами кажется нам ниже и толще, чем колонна без каннелюр. Квадрат с вертикальными членениями кажется нам лежачим прямоугольником, квадрат с горизонтальными членениями мы воспринимаем как стоячий прямоугольник, т. е. в первом случае высота квадрата уменьшается в нашем восприятии, а ширина увеличивается, во втором случае наоборот.

То же самое имеет место не только в элементарных формах, но и в больших композициях, в членениях зданий и сооружений.

Длинные промышленные здания, фасады которых имеют вертикальные членения, выглядят неимоверно длинными. Фасады же, решенные с помощью крупных горизонтальных расчленений, выглядят значительно более короткими.

Благодаря тому, что полураскосная решетка с вершинами, обращенными вниз, сильно затрудняет движение взора вверх, а пояса имеют крайне малую ширину башни радиопередатчика кажутся нам необычайно высокими. Напротив, мощные пояса и динамичная форма решетки скрадывают высоту Эйфелевой башни.?

Большое влияние на характер восприятия масштабности имеет соотношение горизонтальных членений высотного сооружения Если высота панелей мачты постепенно и закономерно убывает, то благодаря тому, что такое убывание совпадает с перспективными сокращениями при рассматривании мачты снизу и подчеркивает это сокращение, мачта кажется нам более высокой, чем она есть на самом деле.

Благодаря тому, что размеры нижних панелей, находящихся на одном уровне с зрителем, мы оцениваем путем непосредственного сравнения с человеческим ростом, внезапное нарастание размеров производит очень сильное впечатление, подчеркивая грандиозность вышележащих частей. Все сооружение воспринимается при этом как подчеркнуто грандиозное, и мы имеем в этом случае также искажение масштабности в сторону увеличения кажущейся высоты сооружения.

Одним из важных условий положительного эстетического впечатления от того или иного произведения является сила его воздействия.

Измельчение форм, бесцветность фактуры, чрезмерное утонение несущих частей и другие подобные ослабления выразительных элементов архитектуры снижают силу их воздействия.