Построение ритмических рядов архитектурных элементов

Практическое задание 9. Построение трех видов композиции (из простых параллелепипедов, ориентированных по основным координатам)

Задачи. Рассмотрение трех диалектически взаимосвязанных видов композиции — фронтальной, объемной и пространственной — и последовательное выполнение трех соответствующих заданий на их построение направлено на усвоение основных закономерностей композиции архитектурных форм: формирование системы соподчиненных элементов; выявление композиционного центра; установление метроритмических связей. В работах необходимо обеспечить выразительное решение ряда общих композиционных задач:

• получить необходимый в каждом случае вид композиции;

• обеспечить единство композиции при соподчиненности и согласованности поверхностей, объемов и пространств;

• выделить главную часть композиции (кульминационный центр);

• выявить динамику как визуально воспринимаемое движение от границ формы к ее композиционному центру.

Условия. Необходимо построить по одной композиции каждого вида. Все задания выполняются путем соответствующего размещения в пространстве лишь простых параллелепипедов; допускается использование параллелепипедов, не полностью ограниченных плоскостями (в виде рамок и угольников).

Параллелепипеды должны быть ориентированы параллельно основным координатным плоскостям привлеченного пространства (как правило, заданным сторонами прямоугольного подмакетника). Указанные ограничения имеют целью сосредоточить внимание на поиске лаконичных и выразительных композиционных взаимосвязей простых геометрических форм.

В этих условиях разрешенными композиционными средствами являются: различный геометрический вид используемых компонентов; их определенное взаимное расположение в пространстве; ясно воспринимаемые отношения пространственных величин; различная трактовка параллелепипедов с точки зрения полноты ограничения их плоскостями (в пространственной композиции). Количество элементов и их взаимное расположение определяются видом композиции и, безусловно, авторским подходом.

Необходимо уяснить размеры будущей композиции, поскольку от этого зависит, какой выразительности объемов и пространств необходимо добиваться — малой архитектурной формы (задание № 1), отдельного объекта (задание № 2) или архитектурного пространства определенного масштаба (задание № 3).

Условные параметры формируемых композиций следующие: задание № 1 — высота 2—5 м, протяженность по фронту до 8 м; задание № 2 — высота 3—6 м, площадь плана 40—80 м2; задание № 3 — общая площадь организуемого открытого пространства градостроительного характера от 2 до 4 га; возможен вариант организации открытого пространства определенного функционального назначения (например, выставочного) площадью от 800 до 1200 м2.

Задания выполняются в макетах в масштабе: задания № 1 и 2 — 1:50, задание № 3 — 1:500 (или 1:100). Материалом служит белая плотная бумага (чтобы исключить влияние на композиционные особенности макета таких визуальных свойств, как цвет и фактура поверхности).

Пояснения. Построение фронтальной композиции в соответствии с заданными условиями является относительно простой задачей, поскольку при этом проследить за формированием системы взаимосвязей и соподчиненности составляющих элементов легче, чем при построении других видов композиции.

В методическом плане полезно обратить внимание на последовательность работы над моделью. Композиция любого вида не может быть построена сразу, одномоментно, а лишь с помощью нескольких последовательных приемов; этот процесс удобно демонстрировать именно на примере фронтальной композиции. На рисунке 162, а изображены этапы организации плоскости, а на рисунке 162, б — результат решения задачи.

В случае формирования симметричной фронтальной композиции процесс регулируется достаточно просто и удобно: необходимо вводить новые элементы и членения, постоянно наблюдая за становлением целостности и структурности модели, а также за появлением главной части композиции.

В работе, показанной на рисунке 162, б, композиционный центр выделился после введения малого плоского параллелепипеда перед основной плоскостью; однако из-за этого понадобилось ввести на флангах два малых симметричных элемента.

Для построения асимметричной фронтальной композиции в методических целях использованы некоторые элементы, заимствованные из предыдущей модели. Устранение одного из парных симметричных компонентов (на правом фланге) потребовало размещения здесь иного параллелепипеда с определенными визуальными свойствами, а затем выделения главной части структуры в виде крупного плоского квадрата.

Формирование объемной композиции представляется более сложной задачей, поскольку при этом необходимо контролировать соподчинение большего количества элементов, развитых по трем координатам и воспринимаемым со всех четырех направлений. На рисунке 163, а показан пример объемной композиции, в построении которой использован вариант симметрии переноса, где предыдущий элемент совмещается с последующим после его перемещения вокруг вертикальной оси и движения вверх.

В качестве устойчивого остова композиции служит массивный параллелепипед, окруженный малыми элементами, закручивающими вокруг него своеобразную спираль. Направление главного подхода и композиционный центр формируются в связи с одним из ребер формы: в таком ракурсе лучше раскрываются первичные свойства большего количества элементов. Обычно это обстоятельство связано с размещением малых элементов на первом плане и внизу, а больших — позади и выше меньших.

Работа, демонстрируемая на рисунке 163, б, лишена симметрии, однако и в ней несколько подобных элементов типа угольников, по-разному ориентированных в пространстве, формируют спиралеобразное движение вокруг основного объема. Началом отсчета ритмического порядка служит неглубокая выемка в подмакетнике в форме того же угольника, а завершающим звеном становится очень малый параллелепипед, врезанный сверху в основной объем. Композиционным центром является та грань структуры, при восприятии которой наиболее заметны и выемка в основании, и акцент в завершении модели.