Фабрикант Титус Солтер, сооружая текстильную фабрику на реке Эйр близ Шипли в Йоркшире, предусмотрел строительство при фабрике жилого поселка с благоустроенными домами и зданиями, предназначенными для обслуживания культурных и общественных потребностей населения. В состав поселков был включен также парк. Проект поселка был составлен архитекторами Локвудом и Моусоном.
Характерным примером рационализированной застройки поселка при индустриальном предприятии является Порт-Санлайт близ Ливерпуля. Он возник при фабрике, построенной в конце 80-х годов. Планировочная особенность этого поселка— система замкнутых и полузамкнутых кварталов с домами, расположенными по периферии вокруг центрального сада общего пользования.
Каждый из домов имеет небольшой приусадебный участок. Кварталы поселка отделены друг от друга зелеными массивами, где размещены игровые площадки и общественные здания. Общая площадь поселка Порт-Санлайт — несколько меньше 100 га.
На рубеже XIX и XX вв. возникла новая градостроительная идея, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие градостроительства в Англии и других странах Европы. Известный экономист, публицист и общественный деятель Эбенезер Говард (1850—1928) в 1898 г. опубликовал книгу «Завтрашний день. Мирный шаг к подлинной реформе» (книга была переиздана в 1902 г. под названием «Города-сады завтрашнего дня»).
В этой книге Говард проанализировал положительные и отрицательные стороны жизни в городе и деревне. В городе он отметил в качестве его основных недостатков оторванность от природы, загрязнение воздуха, наличие трущоб, резкие контрасты в застройке, плохие условия жизни для большинства населения.
В то же время Говард отметил и притягательные стороны города — относительно высокую оплату труда и широкие возможности его применения, наличие зрелищ и культурных учреждений, хорошо освещенных и привлекательных улиц и площадей.
В деревне Говард подчеркнул близость жителей к природе, здоровые условия жизни. Но недостатками деревни являлись, по его мнению, сезонная и плохо оплачиваемая работа, отсутствие развитой общественной жизни, развлечений и т. д.
Говард выдвинул идею создания города-сада, где органически сочетались бы преимущества городской и сельской жизни. Свою мысль он проиллюстрировал графической схемой, где были изображены три «магнита», притягивающие людей.
Говард предложил создать в одном из сельскохозяйственных районов Англии обильно озелененный город с населением около 32 тыс. человек, с самым современным инженерным и санитарно-техническим оборудованием. В этом городе должно было быть достаточное число промышленных предприятий, чтобы обеспечить его население работой близ жилья.
Одно из важнейших положений, выдвинутых Говардом, — необходимость создания должных условий для равноправного участия в развитой общественной жизни различных слоев населения. Это, по его мнению, способствовало бы той классовой гармонии, о которой мечтали социал-реформисты.
Говард предложил графическую схему города-сада с радиально-кольцевой планировкой, охватывающей примерно 240 га. На схеме одна шестая часть участка занята городской территорией, остальная площадь отведена под сельскохозяйственные угодья, снабжавшие продуктами питания все городское население.
На периферии города, на стыке городской застройки и сельскохозяйственных угодий размещены промышленные предприятия. В середине города общественный центр со всеми необходимыми общественными учреждениями и магазинами.
Средняя кольцевая магистраль, так называемое «Большое авеню», выделяется шириной и обильным озеленением. Здесь должны быть расположены школы. Радиальные магистрали разделены на главные (с транзитным движением) и второстепенные.
Говард считал, что города-сады следует строить в некотором отдалении от крупных промышленных центров, с которыми они будут связаны железнодорожными и шоссейными путями. Рост города-сада следует строго ограничивать. С увеличением населения в городе нужно строить новые города-сады, отдаленные друг от друга сельскохозяйственными угодьями и лесами.
Идея Говарда нашла широкий отзвук среди различных слоев населения Англии. В 1903 г. была организована акционерная компания по строительству первого города-сада — Лечворса. Место для него было выбрано в 55 км от Лондона. Планировку города поручили архитекторам Раймонду Энвину и Барри Паркеру. Приобретенный акционерным обществом участок имел общую площадь 1800 га, из них 1200 га было отведено для зеленого кольца.
Так как на приобретенной обществом территории уже существовало несколько селений, то конфигурация города в силу необходимости получила неправильные очертания. Промышленные предприятия размещены в восточной части города по обеим сторонам железнодорожной линии.
Основная часть жилой территории расположена к югу от железной дороги, ее пересекает идущая по меридиану главная транспортная магистраль. К западу от нее находится общественный центр города, выделенный в планировке тремя лучевыми улицами. Центр города связан коротким отрезком магистрали с железнодорожной станцией.
Строго геометрической планировке центральной площади противопоставлена свободная живописная, криволинейная трассировка жилых улиц, застроенных отдельными коттеджами с приусадебными участками. Магазины сосредоточены близ общественного центра и по транспортной магистрали Нортон-Роуд.
Успех книги Говарда и широкая дискуссия, возникшая вокруг постройки Лечворса, повлекли за собой большой спрос на жилые участки этого города-сада. Программа жилищного строительства была выполнена сравнительно быстро, постройка же общественных зданий, в частности школ, сильно затянулась.
Лечворс был построен в 1903—1914 гг. Очень привлекательной его особенностью является обилие зелени. Архитекторы тщательно сохраняли существовавшие на участке зеленые массивы, умело добавляя к ним новые насаждения. Комбинируя различные сорта деревьев, соединяя кустарники и высокие деревья, авторы проекта придали большинству улиц Лечворса (особенно в более старой его части) уютный и живописный облик.
Менее удалась застройка центра. Она имеет полугородской, полусельский характер и недостаточно выделена композиционно.
В Лечворсе созданы, безусловно, более здоровые условия жизни городскому населению. Однако социальные идеи, положенные в основу города-сада, как и следовало ожидать, так и остались утопией. Несмотря на территориальную близость жилищ различных по имущественному положению слоев населения, общие игровые площадки для молодежи, общие школы и т. д., классовые перегородки остались в Лечворсе такими же прочными, как и в других английских городах.
Принципы планировки города-сада пытались использовать при реконструкции городских пригородов. Самой крупной из этих попыток была застройка предместья Лондона — Хэмпстэд, начатая в 1906 г. К проектированию Хэмпстэда были привлечены авторы планировки Лечворса Барри Паркер и Раймонд Энвин.
Проект застройки центральной части города был поручен одному из крупнейших английских архитекторов того времени Эдвину Латиенсу. Авторы и здесь создали контрастное сопоставление строгой и регулярной планировки центральной площади со свободной трассировкой жилых улиц. Этот контраст между центром и жилыми улицами подчеркнут не только планировочными средствами.
Центр выделен в силуэте города высокими шпилями двух церквей и крупными объемами других общественных зданий. Несмотря на внешнее сходство Хэмпстэда с городом-садом, в своей основе он очень далек от идеи, выдвинутой Говардом. Большинство жителей Хэмпстэда нет обеспечено работой вблизи жилья, и им приходится преодолевать большие расстояния от жилища к месту работы и обратно. По существу Хэмпстэд является пригородом-спальней.
Все эти отдельные поиски выхода из кризиса города в XIX — начале XX в. являются лишь эпизодами в развитии английского градостроительства.
Хаотическое, стихийное размещение промышленности, не введенное в рамки какого-либо плана, ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни в городах, возникновение трущобных районов, беспорядочное напластование пригородов, начало образования гигантских конурбаций — таковы результаты капиталистического развития страны, классическим образцом которого является Англия.
Переход от кустарного ручного труда к фабричному производству, оказавший большое влияние на промышленное строительство, произошел в Англии прежде всего в текстильной промышленности. Этому способствовали развитая сырьевая база, которая была создана благодаря развитию крупного овцеводства и широкому ввозу хлопка из обширных заокеанских колоний, и ряд технических изобретений в области текстильной промышленности, позволивших механизировать процессы прядения и ткачества.
Большие изменения произошли и в области энергетики. Первоначально фабричные машины приводились в движение силой падающей воды, а затем, после изобретения Уатта (1784), все большее значение начали приобретать паровые двигатели. Переход к использованию пара повлек за собой постепенное изменение в размещении текстильных фабрик. Они стали строиться в городах, что облегчало сбыт готовой продукции.
Первые английские текстильные фабрики представляли собой прямоугольные в плане здания с кирпичными стенами и деревянными перекрытиями, поддерживаемыми деревянными же стойками (фабрики фирмы Р. Аркрайта в Брэдфорде, Стратта и Нида в Белпере—1771, Р. Аркрайта и Стратта в том же городе— 1776, Дэвида Дейля в Нью-Ламарке на юго-востоке Глазго— 1784).
Фабричные здания с деревянными перекрытиями всегда находились под угрозой пожара. Развитие металлургической промышленности подсказало возможность замены в строительстве дерева чугуном (в комбинации с кирпичными конструкциями).
Первым многоэтажным промышленным зданием с частично металлическим каркасом была фабрика Стратта в Дерби (1791— 1793), выделывающая коленкор. Прямоугольная в плане (9,14X45,44 м), она имела шесть этажей. Междуэтажные перекрытия были образованы чугунными балками, опирающимися на чугунные же стойки, и тонкими кирпичными сводиками, перекинутыми между балками. Полы были также выстланы кирпичом.
Старейшее из сохранившихся фабричных зданий этого типа — льняная фабрика фирмы Бенион Бэдж и Маршалл в Шрюсбери (1796). Она имеет размеры в плане 10,67×59,43 ж, высота ее — пять этажей с аттиком. В этом сооружении не только колонны и балки перекрытий, но и стропила выполнены из чугуна.
Внешний облик текстильных фабрик этого периода отличался строгим соответствием конструктивной схеме, простотой и суровостью. Интересно отметить, что уже на этой ранней стадии развития английской промышленной архитектуры появились такие элементы, как ленточные окна (в мансардных этажах), получившие распространение в современном фабрично-заводском строительстве.
Значительный архитектурный интерес представляет текстильная фабрика Стенли в Стоунхаузе (начало XIX в.). Цокольный этаж этой фабрики образован рядом арок, сквозь которые протекает река Фром, приводившая в движение механизмы. В дальнейшем энергия воды была заменена паровой. Основная поверхность фасада фабрики расчленена узкими вертикальными лопатками, между которыми во всю ширину пролета размещены оконные проемы. Цоколь выложен из естественного камня, стены верхних этажей выложены из кирпича.
Использование металла в многоэтажных текстильных фабриках оказало большое влияние на конструирование фабричных зданий и в других отраслях промышленности. В течение долгого времени тип сооружений со стенами из кирпича или местного камня и металлическим сборным каркасом главенствовал в архитектуре многоэтажных промышленных зданий Англии.
Первые годы развития промышленного строительства Англии определяются прежде всего поисками наиболее целесообразных конструктивных решений. Внешний облик сооружений — лишь производная от примененных конструктивных приемов. Многие историки современной архитектуры склонны даже считать эти сооружения первыми проявлениями функционализма в европейском зодчестве.
В связи с развитием международной торговли и торгового мореплавания в конце XVIII — начале XIX в. в новую стадию вступило и строительство таких характерных для Англии сооружений, как доки. Очень часто доки, основное назначение которых— ремонт судов, строились в комплексе с причалами и бассейнами для разгрузки товаров и складами для их хранения.
Интересны доки св. Катарины в Лондоне, построенные инж. Т. Телфордом неподалеку от Тауэра в 20-х годах XIX в.. Бассейны их имели в плане неправильную форму, вызванную характером участка и его небольшими размерами. Вдоль сторон бассейнов этих доков были поставлены многоэтажные пакгаузы с кирпичными стенами.
В их перекрытиях применена смешанная конструкция — деревянные перекрытия поддерживаются чугунными колоннами. В первом этаже устроена облегчающая процесс загрузки склада галерея с чугунными колоннами, обработанными в духе греко-дорического ордера. Здесь мы видим одну из первых попыток придать новому строительному материалу привычную стилистическую трактовку.
Большие доки сооружались в начале XIX в. также в Ливерпуле, Клучестере и ряде других крупных торговых центрах Англии.
Семиэтажные пакгаузы, сгруппированные вокруг доков в Клучестере, относятся к 70-м годам XIX столетия. Они частично обращены торцами к бассейнам. Загрузка происходит через проемы, прорезающие снизу доверху торцовые стены складских зданий.
Одновременно в Англии в конце XVIII — начале XX вв. строились и военно-морские доки, в комплекс сооружений которых входили мастерские для постройки и оборудования судов, склады амуниции, сараи для изготовления канатов, пакгаузы для хранения топлива, жилища для командного, технического состава и т. д.
Здесь также постепенно начинали применять металл в перекрытиях, сочетающийся с кирпичными или каменными стенами. Официальный характер этих портовых сооружений подчеркнут более парадной обработкой фасадов. В них часто встречаются архитектурные элементы, относящиеся к георгианской эпохе.
Лишь в облике отдельных сооружений, входящих в состав военно-морских доков, ведущее значение приобрели новые металлические конструкции. Так, например, металлический каркас с заполнением его листами гофрированного железа определил структуру стен и внешний облик здания кузницы доков в Чирнесе (1858, рис. 9) и здания для ремонта военных ботов.
Промышленный переворот повлиял и на изменение типов зданий в такой старинной отрасли промышленности, как пивоварение. С этой точки зрения интересен пивоваренный завод около железнодорожной станции Виктория Стейшн в Лондоне, построенный в начале XIX в. Д. Саундерсом. Здесь все характерные для этого типа промышленных зданий разнообразные производственные помещения собраны в едином производственном комплексе, что определило сложную объемно-пространственную композицию завода, отличающегося своеобразной и живописной архитектурой.
В XIX в. быстрый прогресс строительной техники и новых методов конструирования наиболее наглядно проявился в инженерных сооружениях, в частности в мостостроении. Первые металлические конструкции мостов появились еще на рубеже XIX в. Например, арочный металлический мост в Колбрукдейле (Шропшир) построен в 1799 г.. Его пролет равен 30,4 м. Здесь применена система легких составных арок из чугунных элементов, поддерживающих верхнее строение моста.