Весьма часто бывает необходимо архитектурно выразить, подчеркнуть работу того или иного элемента, организовать движение форм в пространстве, и в этих случаях мы достигаем должного результата, применяя в качестве декоративного элемента формы таких строительных элементов, которые архитектурно проработаны и форма которых способна доставлять нам эстетическое удовлетворение, даже если эта форма и потеряла свое конструктивное значение. Разумеется, применение этих декоративных элементов должно быть вполне осмысленным и, в первую очередь, должно отвечать требованиям оптической уравновешенности движения форм. И если неразумно связывать зодчего в его творчестве, ограничивая его применением исключительно лишь несущих и работающих элементов, то, с другой стороны, применение декоративных элементов и форм должно производиться с мудрой осмотрительностью и продуманностью, которая характерна для творчества мастеров классических эпох зодчества.
Несоответствие формы содержанию сооружения очень часто встречается в архитектуре; им характеризуются все упадочные эпохи. Фабричное здание, которое трактуется как храм или как средневековый замок, может возбудить только недоумение. Значительное количество «монстров», до сих пор кое-где «украшающих» наши города, создала архитектура российского купечества.
Классический пример такого несоответствия мы находим в рассказе Гёте о поездке в Палермо. «Здесь дух искусства не руководит работой, как в Риме, — говорит он; — формы и существование архитектурных произведений зависят только от случайностей. Бассейн, приводящий в восторг все население острова, вряд ли существовал бы, если бы в Сицилии не было красивого пестрого мрамора, и если бы как раз тогда не был в милости скульптор, искусный в изображении животных.
Трудно описать этот бассейн. На небольшой площади стоит круглое архитектурное сооружение, не ниже одного этажа вышиной: пьедестал, стены и карниз — из цветного мрамора; в стенке по прямой линии расположено несколько ниш, из которых на вытянутых шеях выступают головы различных животных, высеченных из белого мрамора: лошадь, лев, верблюд, слон сменяют друг друга; при этом никак не ожидаешь, что за кольцом зверинца находится фонтан, к которому с четырех сторон, через прорубленные в мраморе отверстия, ведут мраморные ступени, позволяющие черпать обильно источаемую воду».
Таким образом, несоответствие формы содержанию вызывается разрывом между назначением сооружения и его художественным образом.
Несоответствие формы содержанию свойственно и металлическим сооружениям, хотя в значительно меньшей степени, чем другим видам строительства. В металлических сооружениях инженерная задача слишком довлеет над архитектурой, и с наиболее резкими несоответствиями между формой и содержанием мы встречаемся лишь во второй половине XIX в., в период беспринципной эклектики, когда металлические мосты украшались самодовлеющими каменными декорациями. Ярким примером несоответствия формы и содержания является мост через Северную Эльбу в Гамбурге. Таким же примером несоответствия формы содержанию может служить и Северный мост в Кёльне, который мы приводили в главе У как пример уравновешенности движения форм. Это несоответствие резче всего бросается в глаза при взгляде на мост со стороны портала, архаичные формы которого совершенно не вяжутся со зрелищем множества рельсовых путей, ведущих к мосту. Однако нарушения соответствия формы и содержания возможны не только на путях грубой эклектики; они встречаются и в чисто инженерных сооружениях, творцы которых и не помышляли о декоративности. Эти нарушения соответствия заключаются также в увлечении формой, подобно предыдущему, но в увлечении формой инженерной — схемой сооружения. Такое увлечение схемой, без мысли о соответствии ее цели сооружения, приводит к тому, что конструкция выпирает на первый план; сооружение производит впечатление самодовлеющей формы, не имеющей ничего общего с его назначением. В мостостроении это приводит к увлечению мостами с ездой понизу, в которых конструкция совершенно заслоняет путь, который они должны проводить. Особенно резко поражает такое несоответствие в малых мостах. Определенными приемами можно» уменьшить несоответствие; придавая стремительное движение формам проезжей части моста, мы лучше всего подчеркнем его назначение. Наоборот, элементы несущей конструкции и опор моста должны вызывать ощущение неподвижности, спокойной уверенности, а иногда даже подчеркнутой мощи.
«В малых мостах подчеркнутая подчиненность роли моста по отношению к дороге требует скромной конструкции, а в мостах больших, наоборот, должна быть оттенена конструктивная сторона, ибо при больших размерах мост теряет свою подчиненную роль по отношению к дороге и приобретает самостоятельное значение сооружения. Например, величайшие городские мосты Нью-Йорка строятся не для одной какой-либо дороги, но ими пользуются все виды сообщения».