Неоготические замки

Основой для романтизма в архитектуре стала готика. Поместья напоминали средневековые замки. Неоготика способствовала изучению средневековых памятников и их сохранению, появилось движение реставраторов. Архитектура романтизма имела сложные силуэты, богатство форм, свободу планировки, в которой симметрия и другие формальные композиционные принципы теряли господствующее значение. Архитектура неоготики отличалась романтической нерегулярной группировкой зданий вокруг двора, типичной для средневековья, окнами с резными каменными переплетами и зубчатыми башнями.

Мотивы неоготического стиля распространялись и на перекрытия, и на стены помещений, и на предметы внутренней обстановки. Потолки оформлялись рельефными хрящевидными тягами, составляющими узоры наподобие плафонов английских замков поздней готики и раннего Возрождения. Готические формы приобретали карнизы в комнатах, наличники дверей, вплоть до рисунка паркета. В неоготических интерьерах архитектурная структура играла небольшую роль, зато они нарядно украшались убором из отдельных заимствованных мотивов и деталей, восходящих к ряду известных источников.

В художественной промышленности стран Западной Европы в мебели и оформлении предметов интерьера использовались готические мотивы в виде стрельчатых арок, вимпергов, пинаклей, фиалов и соответственной готической орнаментации. В интерьерах стало использоваться цветное стекло, в окнах — витражи. Появились готические элементы украшений на мебели. Делали эти элементы из красного дерева тонкой столярной и фанерной работы.

В период неоготики были популярны переносные часы, в скромных призматических футлярах из металла с металлической ручкой. В последующие эпохи часы делали такими, какими их диктовал сам стиль. В период неоготики делали рамы в стиле Трубадур из золоченого дерева с плоской резьбой, которые имитировали форму готических окон. Копировали венецианские рамы из окрашенного стекла, изготавливали золоченые рамы с грубыми меловыми или гипсовыми украшениями вместо резных.

После 1823 г. стали выпускать черное (так называемое хиалитовое) стекло. Его украшали золотым декором. Появился литиалин, то есть стекло, напоминавшее драгоценные камни — агат и яшму, дорогое рубиновое стекло. Мастера изобрели способ получения многослойного, прессованного, стекла. Все это давало возможность делать великолепные изделия. Особенно прославился в области стекла в первой половине XIX в.технологФ. Эгерман.

НЕОГОТИКА

У влечение готикой и романтизмом приходится на в России 30—40-е годы XIX в. Мода на готику была поддержана распространившимся в 1830-е годы интересом к католицизму и средневековью, который отражал сентиментально-романтические идеалы счастливой жизни в кругу семьи.

Причиной возникновения неоготики была склонность к театрализации быта: владельцы домов с увлечением играли в «восток» и «средневековье», при этом создавали соответствующие архитектурные строения и декорации. Другой фактор — распространение исторического знания, что обусловило стремление к «подлинности» архитектурной формы. Появились зарисовки с Востока, с видами готических памятников из Европы. В красочности китайщины и пластическом богатстве «готических» построек архитекторы видели и черты национального наследия русских древностей. Готическим именовали все средневековое, в том числе и памятники русского средневековья. Романтизму был присущ интерес к прошлому, к героизированному средневековью и экзотическим восточным сюжетам, к национальному прошлому.

Направление русской неоготики сводилось к повторению более или менее стереотипных приемов планировки, объемного построения, симметрии и других правил классицизма с добавлением готических трактовок крыш, окон, венчания и пластической декорации стен.

Н. В. Гоголь тогда писал: «Могущественным словом В. Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникал во все. Еще не сделавшись великим, он уже сделался мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, стулья — все обратилось в готическое». Мебель была темного дерева — светлые породы скоро портились от дыма курительных трубок в библиотеках. Изделия мебели украшали расписными или резными геральдическими композициями. Каминную полку заполняли скульптуры рыцарей и часы в виде готического собора, стенная композиция из рыцарского полудоспеха. Зеркала, каминные часы и даже сервизы делали в готическом стиле. Одним из любимых поделочных камней стал малахит и яшма, которые сочетались с золоченой бронзой. В кабинете обязательно был ларец.