Нарушение принципа конструктивной и художественной правды

Нарушение принципа конструктивной и художественной правды очень часто встречается в металлических сооружениях, и это служит одной из причин того, что многие из них производят дисгармоничное впечатление.

Изящная рамная конструкция, имеющая незначительное движение форм, кажется нам такой легкой и слабой, по сравнению с темной массой перекрытия, что мы не ощущаем доверия к ее несущей способности. Сила воздействия конструкции слишком мала по сравнению с впечатлением, получаемым от восприятия массивной нагрузки. Светлая окраска потолка могла бы исправить впечатление; в действительности же впечатление массивности, материальности перекрытия еще подчеркивается диагональной решеткой, декорирующей потолок.

Архитектура конструктивизма с ее тонкими железобетонными стойками, подпирающими значительную массу плоской, почти нерасчлененной стены, также воспринимается нами как фальшивая. Мы не верим в то, что масса, ленсащая на таких тонких стойках, — действительная, грозная масса. Благодаря слабости стоек, незначительности их движения, нам кажется, что на этих «спичках» стоит не стена, а картонная коробка. Конструктивизм использовал эту дисгармонию для создания впечатлений легкости «массивных» объемов. Но эта игра в данном случае может производить впечатление «трюка», поскольку достигаемое впечатление не оправдывается достаточно глубоким по содержанию замыслом.

Впечатление дисгармонии с действительностью получаем мы и от изображенной водонапорной башни. Неплохая сама по себе, архитектурно проработанная форма башни воспринимается нами как дисгармоничная, благодаря тому, что сила и динамика движения поддерживающей решетчатой конструкции недостаточны для того, чтобы уравновесить грузную массу резервуара.

Подобные же причины лежат в основе того, что металлический купол выставочного здания па Парижской выставке 1878 г. производит впечатление фальшивого. Приводим слова 3. Гидиона, характеризующего ощущения, вызываемые этой конструкцией, следующим образом: «Углы и центральная часть вестибюля акцентированы большими металлическими куполами; к их раздутому объему и сомнительной архитектуре даже современники относились весьма критически. В этих куполах железу принудительно была придана монументальная форма, чуждая его структуре.

Обратное впечатление производит мощный пилон грандиозного висячего моста через р. Гудзон в Нью-Йорке. Звучание массы пилона настолько мощно, что но сравнению с ним пропадают тоненькие, воздушные формы кабеля, подвесок и легкой фермы жесткости.