Сооружения, претендующие на композиционную доминантность, должны быть рассмотрены и оценены не только с точки зрения их художественной уникальности, образной неповторимости, но и с точки зрения их роли в общей системе высотных акцентов города — системе, которая становится все более и более насыщенной.
Как нам представляется, композиционно-пластический характер доминантных сооружений во многом зависит от композиционных принципов, заложенных в самой системе. В этом отношении далеко не безразлично, будет ли город (или во всяком случае отдельные ее районы) застраиваться преимущественно зданиями повышенной этажности типа небоскребов, образующих как бы сплошной лес сталагмитов (по примеру крупнейших городов США), или характер ее городской ткани будет формироваться по принципу создания отдельных пластических сгустков, катализаторами которых явятся высотные акценты.
Анализ нового генерального плана столицы в его основных пространственных концепциях и более детальных проектов локальных узлов позволяет предполагать, что дальнейшее формирование города пойдет в целом по второму пути. Как это может отразиться на пластической трактовке ведущих сооружений московских ансамблей? А ими, бесспорно, станут здания повышенной этажности. Какие еще приемы композиции, кроме уже рассмотренных выше, могут помочь выявлению пластики объема в сооружениях повышенной этажности.?
Представляется, что один из важнейших таких приемов — выявление геометрии объема. Возвращаясь к анализу уже выстроенных, а частично и запроектированных сооружений большой этажности и оценивая их с точки зрения композиции объема, приходится констатировать удивительное однообразие геометрических характеристик их формы. Четырехгранная, правильная призма той или иной высоты фактически стала уже обязательным стереотипом в большинстве случаев, когда необходимо возвести крупный архитектурный объем.