Задачи. Задание направлено на формирование у обучающихся начального представления о композиции архитектурных форм на примере целостного и выразительного решения фронтальной поверхности с помощью ограниченного количества плоских элементов. В ходе работы необходимо добиться согласованности и соподчиненности составляющих композицию элементов, а также сориентировать ее по отношению к зрителю и выявить ее верх и низ.
Условия. Архитектурная форма в виде плоской поверхности размером 10 м (ширина) на 15 м (высота) располагается фронтально по отношению к зрителю. На заданную условно белую поверхность наносится несколько однотонных элементов прямоугольной формы (допускается использование рамок). Необходимо изготовить макет фронтальной поверхности в масштабе 1:100.
Вырезанные из цветной однотонной бумаги прямоугольные элементы, имеющие различные отношения сторон, располагаются только параллельно основным координатным осям, заданным вертикальным и горизонтальным краями поверхности. Требуется выполнить два задания: задание 1 — вариант композиции с использованием симметрии (зеркальной, осевой или диагональной по выбору) в размещении элементов; задание 2 — вариант композиции с асимметричным размещением компонентов.
Пояснения. Создаваемая фронтальная композиция основывается на зрительном равновесии между общей площадью введенных элементов и оставшейся свободной площадью поверхности. Решающее условие формирования композиции — выделение ее главной, координирующей части. Однако это не значит, что единственно доминирующий элемент, во-первых, обязательно должен присутствовать в композиции; во-вторых, что он должен располагаться в геометрическом центре поверхности, даже в случае использования осевой симметрии.
Следует подчеркнуть два важных в методическом плане положения. Первое относится к действующему в задании ограничению в использовании первичных визуальных свойств привлекаемых элементов. Оно акцентирует внимание обучающегося на поиске оптимальной структуры составляющих компонентов, на построении системы их соподчинения при минимальном количестве выразительных средств. Второе касается последовательности в работе над упражнением. Построение композиции, даже такой простейшей, как требуют условия задания 2, не может произойти единовременно. Здесь очень важно понимание того, что первый шаг, т. е. первый введенный в пределы заданной плоскости элемент может быть практически любым. Зато каждый последующий компонент все в большей мере будет обусловлен предыдущими.
Введение же новых элементов определяется двумя условиями: 1) рациональным использованием всей отведенной площади; 2) постоянным наблюдением над степенью выразительного выделения композиционного центра.
Примерные решения показаны на рисунке 155. При достаточно большом количестве элементов в композиции с использованием симметрии левого и правого на заключительном этапе оказалось необходимым введение небольшого квадрата для окончательного выявления композиционного центра на линии симметрии.
Вариант композиции с использованием центрально-осевой симметрии решен, напротив, без подчеркивания кульминационного узла: движение к центру и без того «читается» за счет последовательного ритмического уменьшения массы элементов. Композиция, основанная на диагональной симметрии, строится поэтапно без особых усилий, но может страдать некоторой схематичностью. На фоне предыдущих вариантов асимметричная композиция выглядит наиболее живописной и естественной. И здесь для активизации композиционного центра потребовался самый малый квадратный элемент.