Отличия в соотношениях по высоте и длине в архитектурных сооружениях Англии и Франции стали определяющим фактором в развитии английского архитектурного творчества в период позднего средневековья, творчества, которому мы обязаны многими великолепными памятниками. Сложившуюся культуру храмостроения в Англию принесли норманны-завоеватели. Англия стала чуть ли не первой страной, которая переняла от Франции романский, а затем и готический стили, которые она видоизменила.
Именно исторические события в развитии английского государства стали определяющим аспектом в формировании особенностей английской готики. В то время в Англии, как и во всей Европе, прослеживался экономический подъем. Однако в отличие от европейских стран развитие промышленности и торговли в Англии определялось деревней, где заготавливалось сырье, которое подготавливалось на экспорт. Экономикой правило дворянство, поэтому городские интересы не имели определяющего значения. Поэтому строительство городских храмов оставалось выполненным в романском стиле.
В Англии соборы воздвигались не в центре города, как во многих европейских странах, а за городом, где находился монастырь. Если в Германии и во Франции готические соборы величественно возвышались над неказистыми домиками горожан, то в Англии собор представлял собой гармоничное дополнение пейзажа, который служил ему живописным окружением, поэтому и разрастался не в высоту, а в стороны. Готический стиль все же требовал преобладания вертикали. Английские архитекторы воплотили это стремление ввысь по-своему.
Английские соборы строились вытянутыми в длину, в них прослеживается обилие стрельчатых дуг над всеми часто устроенными окнами. Фасады украшали такое же обилие настенных вертикальных переплетов. В английском храмостроении появилась третья башня, которая располагалась над средокрестьем. Горизонтальная протяженность храмов на фоне живописных равнинных пейзажей с их упором на вертикальность не всей конструкции, а лишь декора фасада и интерьера составили главное отличие английского готического зодчества. Ведь как поражают воображение своими фасадами соборы в Солсбери или в Линкольне, облаченные в несчетное количество вертикальных форм, соединенных мастерством в одно целое.
Однако еще более поразительными являются интерьеры этих соборов, представляющие собой сочетание звездчатых, веерообразных и сетчатых форм. Здесь можно увидеть невероятно разросшиеся пучки колонн, нервюры тончайшей работы, решетчатые переплеты ажурных воронок создает впечатление гармонично звучавшей симфонии кружев, дающей рождение полной невесомости свода.
Именно в Англии величество готического храмостроения отступило перед бесчисленным и безудержным декором. Головокружительное впечатление оказывают собор Глостера и своды капеллы Королевского колледжа в Кембридже, декор которых выполнен многообразием самых замысловатых узоров, которые напоминают чудеса орнаментов нортумбрийской древней миниатюры. Английская готика позднего периода из-за свойственной ей подчеркнутости вертикальных членений стала называться перпендикулярной.