Художники эпохи Возрождения искали гармоничных пропорций, с одной стороны, в прекрасных творениях природы, с другой — в тех соотношениях, которые выражают гармоническое сочетание звуков в музыке.
«Дело обстоит так: существуют числа, благодаря которым гармония звуков пленяет слух, — говорит Альберти, — эти же числа преисполняют и глаза и дух чудесным наслаждением. Следовательно, от музыкантов, которые наиболее искушены в знании этих чисел, и из тех вещей, в которых природа являет что-нибудь выдающееся и достойное, будет почерпаться правило ограничения».
Если Альберти рядом с музыкой ставит природу, указывая тем самым на общий для музыки и архитектуры источник законов красоты пропорций, то многие архитекторы пытались найти законы архитектурных пропорций только в аналогиях с музыкой.
Это далеко не всегда приводило к благоприятным результатам. Уже В. Хогарт осознал, что природа гармонии форм в живописи и архитектуре иная, чем в музыке, и сходство между ними ограничивается, пожалуй, только общностью применения принципа единства в многообразии, но формы проявления этого единства совершенно различны.
В музыке существует много аналогий с архитектурой. Об этом свидетельствует хотя бы то, что и музыканты охотно пользуются архитектурными терминами (например в теории «метротектонизма»). Однако далеко не везде аналогии архитектуры с музыкой могут быть плодотворны, как мы это видим па примере с пропорциями.
Пропорции в металлических сооружениях в сильной степени связаны с конструктивно-экономическими требованиями и построением статической схемы сооружения. Подробно эта зависимость будет рассмотрена нами ниже, в главе о композиции металлических сооружений; здесь же следует отметить, что в целом ряде конструктивных элементов архитектор может иметь достаточный простор для вариации соотношений в членениях конструкций. Это имеет место прежде всего в фахверке стен и каркасах остекления, в членениях легких решетчатых мачт, а также в расчленениях листовых конструкций. Членения решетчатых стропильных ферм и ферм мостов связаны обычно довольно тесными границами. Однако и здесь возможны небольшие вариации, дающие возможность увязать выбор длины панели и общего очертания фермы с требованиями эстетики, что мы видим на примере моста.
Вариации общих соотношений решетчатых ферм также довольно ограничены, значительно больше свободы предоставляется архитектору в выборе высоты (стрелы подъема) арочных конструкций, и использование этой возможности может в значительной степени повысить эстетический эффект композиции.
Значительная свобода возможна также в размещении членений сплошных балочных и рамных конструкций. Благодаря этому можно достигнуть гармоничного впечатления композиции с преобладанием сплошных конструкций, спокойные формы которых, оживляемые ритмическими членениями, подкрепляют общее впечатление.