Фронтальная композиция

Другая группа членений является границей между двумя состояниями какого-либо первичного свойства некоторых частей поверхности. В этом случае членения строятся:

1) в зависимости от изменения положения отдельных частей поверхности по отношению к зрителю путем сдвижки;

2)      с помощью наклона отдельных частей поверхности или поворота их в плане;

3)      сочетанием частей поверхности различного геометрического вида, например плоской и цилиндрической

4)      сочетанием разных состояний иных первичных свойств — фактуры, цвета, массы и т. п..

Признаки своеобразия фронтальной композиции приведены ниже.

  1. Количество отдельных основных составляющих элементов. Фронтальная композиция может быть построена на основе одного (доминирующего) объема при подчинении ему группы второстепенных и дополнительных элементов. Основу других вариантов композиции составляют несколько компонентов, которые находятся в нюансных отношениях. Общее количество составляющих элементов не регламентируется, но, как всегда, обусловлено функциональными, конструктивными и художественными требованиями в их взаимосвязи.
  2. Взаимное расположение составляющих элементов. Наиболее типичные приемы их сочетания: включение между формами интервала; примыкание форм друг к другу \ наложение одной формы на другую при условии сохранения фронтальности; сопряжение форм по вертикали. Наиболее выразительным взаимодействием элементов справедливо считается врезка одного в другой: при том же количестве заданного материала образуется больше новых частей и, соответственно, более сложное соподчинение.
  3. Степень развития формы в глубину. Ограничение глубинности является формальным признаком фронтальной композиции. Однако исторические примеры и современная практика указывают на все более активное участие пространства в построении фронтальной композиции.
  4. Симметрия или асимметрия. Вертикальная линия симметрии делит композицию на две равные части, одновременно являясь осью равновесии. При различном решении подчиненных фрагментов по отношению к главной части композиция приобретает несимметричный характер.

Главная часть в асимметричной композиции, как правило, тоже решается асимметрично или без явно выраженной симметрии. Ось равновесия здесь не занимает точно геометрического центра: ее положение определяется «зрительно», в зависимости от условий визуального равновесия всех частей композиции. Однако ось равновесия всегда располагается в пределах главной части композиции.

Более сложная форма симметричной фронтальной композиции возможна, если симметричность ее силуэта и основных элементов нарушается включением дополнительных асимметрично расположенных форм; общее равновесие структуры при этом сохраняется.

Способ выявления композиционного центра. Для целостности и выразительности фронтальной композиции решающее значение имеет выделение ее главной части в соподчинении с остальными элементами. Можно назвать три способа выявления композиционного центра фронтальной формы.

Во-первых, он решается на основе выделения его ритмом окружающих элементов. Во-вторых, интенсивность одного или нескольких свойств пространственных элементов нарастает при движении к главной части и здесь достигает максимальной насыщенности. В-третьих, главное звено закономерно занимает место в срединной части композиции. Как правило, все эти признаки действуют синхронно, как, например, на фасаде капеллы Пацци во Флоренции.

В крупных архитектурных сооружениях, где фронтальная композиция имеет большую протяженность, может быть несколько соподчиненных композиционных центров, связывающих удаленные друг от друга участки объекта в единое целое.

Взаимодействие с определенной пространственной средой. Фронтальная композиция существует не изолированно, а всегда в определенной архитектурно-пространственной среде. Элементы этой среды в большей или в меньшей степени способствуют восприятию объекта, раскрывают своеобразие фронтальной композиции.

Она, в свою очередь, нередко служит по отношению к этой среде объединяющим центром, линейным или объемным ориентиром. Например, фасад иезуитского костела в Гродно, приведенный в качестве примера фронтальной композиции, являлся доминирующим звеном в застройке Парадной площади в целом как в пространственной композиции.

Элементами пространственной среды служили ратуша с торговыми рядами, дом Муравьева, аптека и другие здания, партерный сквер посередине площади, примыкающие улицы. Все эти элементы, безусловно, имели подчиненное храму композиционное значение.