Декорум

Зодчие классических эпох одной из основных задач ставили себе достижение соответствия форм назначению сооружений. Этот свод требований соответствия формы содержанию Витрувий называет «декорумом».

«Декорум… определяется, как безупречная внешность здания, конструированного с полным знанием дела из элементов, находящих в нем свое полное оправдание… Минерве, Марсу, Геркулесу естественно будут строиться храмы дорические, ибо этим богам, в силу характеризующей их мужественности, подобает воздвигать храмы без услаждающих прикрас. Иное дело Венера, Флора, Прозерпина… Что касается декорума применительно к общепринятому обычаю, то он выражается в следующем: например, когда в соответствии с великолепной обстановкой внутренних покоев здания будут построены так же и его преддверия, с ними гармонирующие и изысканные. Ибо если внутренние покои будут обладать всеми совершенствами художественного изящества, а входы к себе будут иметь низкие и мало представительные, то в таком случае они не будут отвечать требованиям декорума».

Таким образом, зодчий может достигнуть полного соответствия формы содержанию только путем полного, всестороннего раскрытия образа сооружения, исходя из которого, путем надлежащего выбора и размещения структурных и декоративных элементов, создается композиция.

При виде совершенных произведений архитектуры у нас возникает чувство органичности решения. «Члены здания должны взаимно соответствовать друг другу, чтобы послужить основой и началом совершенства и прелести сооружения в целом, — говорит Л. Б. Альберти…

Это ощущение органичности решения, которое чувствует зритель, является важнейшим показателем того, что правильное решение задачи архитектором найдено и синтез требований художественных и функционально технических действительно получил осуществление, что образ сооружения, сформированный зрелым и талантливым мастером, получил достойное материальное выражение.

Принцип органичности является широким, объемлющим принципом композиции, удовлетворяя которому мы скорее всего находим решение инженерной и художественной задачи.

Если в формах сооружения видны те трудности, с которыми столкнулся инженер в процессе решения задачи, то органического решения не найдено. Если формы не отвечают назначению сооружения, если планировка не отвечает условиям эксплуатации сооружения, то принятое решение неорганично; таким образом, органичность решения является тем пробным камнем, который дает нам возможность судить о качестве синтеза функциональных, художественных и инженерных элементов, из которых слагается целое.