Прикладная геометрия служит посредником между живой природой и архитектурой. Исследования природных форм направлены на выявление закономерностей образования структуры биоформ и установление способов их геометрического моделирования, выяснения степени их рациональности с архитектурных позиций.
Например, наличие аналогий в способах образования конструктивных природных форм и архитектурных сооружений помогает установить оптимальные варианты разбивки криволинейных форм на стандартные элементы с минимальным количеством типоразмеров.
На уровне элементарных форм язык природы сходен с языком архитектуры. Исследование этих форм, возникающих в результате «искусства комбинаций» органического мира, помогает осознать возможности архитектурного конструирования в условиях индустриализации строительства.
В свое время Виолеле-Дюк указывал, что симметрия облегчает и создание, и вычерчивание проекта благодаря «власти шаблона», что «приятно сознавать, что, когда ты нарисовал капитель или часть фриза, тебе уже ничего не нужно делать и остается только скульпторам воспроизвести работу одного дня несколько сотен раз». В наши дни Ф. Табор выдвигает финансово-экономический аргумент в пользу симметрии, называя его формулой: «Симметрия — повтор-тираж-экономия».
Фундаментальным разделом архитектурной теории симметрии, развивающим мысль Виоллеле- Дюка о «власти шаблона», можно рассматривать исследование решеток, связанное с технологией строительства, комбинаторикой, много вариантностью решения профессиональных задач в условиях стандартизации и унификации строительных элементов.
Использование плоской решетки в качестве упорядочивающего «инструмента» процесса реализации проектного замысла и в качестве структурного принципа построения пространства сооружения — эти частные аспекты дополняют представление о возможностях симметрии в архитектуре и многозначности смыслов самого понятия.
Сетки фасадов и планов, «каркас» (решетки) объемов как структурная опора композиции представляют собой не что иное, как профессиональное освоение общенаучной категории — так называемой симметрии сетчатых орнаментов — и симметрии плотных упаковок.
Основной характеристикой решетки является ее регулярность. Распределение большого числа одинаковых элементов по плану неизбежно приводит к появлению комбинаторной регулярности. Плоская решетка это расчленение плана на конечные элементы.
Применительно к условиям индустриализации разделение плана на конечные элементы может рассматриваться соответственно как расчленение сооружения на конструктивные элементы.
Типология решеток строится по принципу их использования в проектном поиске: композиционная решетка основа чертежа или рисунка, конструктивная -распределение нагрузок, планировочная или функциональная -организация и использование пространств и т. д.
Если принять во внимание отнесенность плоской решетки к различным аспектам проектирования (графика, форма, технология, организация, экономика и пр.), то можно определить ее роль как интеграцию процесса проектирования.
Подведем итог рассмотрения геометрического аспекта симметрии. Симметрия в архитектуре, на плоскости или в пространстве имеет дело с геометрической моделью сооружения, характеризуя ее структуру. Уже в рамках геометрического подхода очевидна синтезирующая роль симметрии. Понятие симметрии позволяет обобщить и взаимно увязать целый ряд конкретных значений, относящихся к различным приемам построения архитектурной формы.
Все сказанное дает основание по-иному взглянуть на традиционное разделение и обособленное толкование в теории архитектурной композиции понятий «ритм», «пропорция», «структура», «подобие», «соразмерность». Они объединяются более широким понятием симметрии и могут быть раскрыты в терминах симметрии, то есть представлены как частные случаи некоторых видов геометрических преобразований. Инвариантные образы геометрии — ось с отмеченным на ней дискретным рядом точек, плоская сетка или система ее узлов, трехмерная сетка или пространственная решетка -такова основа традиционного визуального языка архитектурной композиции.
Получается, что любое построение, тем более упорядоченное, в принципе излагается языком симметрии. Теоретически представляется возможным описание в терминах симметрии и нерегулярной «хаотичной» композиции. Хаос через симметрию парадокс, который как бы заводит в тупик все рассуждения. Однако он лишь свидетельствует о присутствии симметрии за границами привычной геометрии пространства и плоскости, точнее, за границами привычных наглядных представлений.
Этот аспект проблемы симметрии в архитектуре предполагает обращение к традициям культуры, сквозь призму которых преломляется восприятие мира художника, его творческое воображение и фантазия. Здесь внимание направлено к социокультурным предпосылкам и сотворения, и восприятия симметричных архитектурных форм. Особый интерес состоит в наблюдении профессиональной реакции, сознательно или интуитивно вводящей элементы симметрии в строительные структуры. Речь идет о традициях композиционного мышления (об этом вторая глава книги).
Совсем в иной плоскости, нежели геометрические преобразования симметрии в произведении архитектуры, рассматривается симметрия мыслительных процессов, их связь со строением органов восприятия человека — бинокулярности зрения, функциональной асимметрии мозга, а также обусловленность композиционного мышления памятью культуры, совокупностью канонических установок профессии, архетипными представлениями, влиянием иных областей творчества, наконец, индивидуальной способностью художника к интуитивным прозрениям, сопряжению «далековатых» (по Хлебникову) идей по поводу известного сюжета и т. д.
Симметрия оказывается как бы в точке пересечения различных направлений современного знания о природе художественного творчества с его традициями и новейшими интерпретациями. Здесь суммируются знания о человеке и рождается извечный вопрос о путях творческой реализации личности. Симметрия как некая структурная смысловая общность помогает наметить линии того глобального единства аспектов мироздания, которое составляет глубинный смысл и содержание научной и художественной мысли на протяжении столетий.