Пространственная композиция, как и другие рассмотренные виды композиций, должна быть примером органично взаимосвязанного решения функциональных и художественных задач. Так, пространственная композиция, приведенная на рисунке 164, а, является моделью структуры градостроительного характера, демонстрирующей объемно-планировочное решение фрагмента городской среды.
Сформированная система соподчинения архитектурных объемов и межобъемных пространств преобразовывает совокупность архитектурно-пространственных элементов в целостную композицию. В членении пространства и выделении главной части структуры участвуют ритмизированные группы объемов (зданий), основные каналы зрительного восприятия среды (магистрали), совмещенные с основными композиционными осями, подводящие к важнейшему фрагменту пространства (площади) как его композиционному центру и сильному вертикальному акценту (архитектурной доминанте).
В членении пространства и дифференциации визуальных свойств архитектурных объемов значительную роль играют подразделения поверхности подмакетника.
Подобные композиционные закономерности положены в основу пространственной композиции, изображенной на рисунке 164, б, с той разницей, что она является моделью организации открытого пространства меньшего размера, с более камерными, сомаштабными человеку фрагментами, предназначенной, например, для организации выставки.
С учетом более мелкого масштаба объемов и пространств для их трактовки здесь использованы не параллелепипеды, а плоские поверхности с характерными по ориентации (по тем же основным координатам) и стилю членениями. Система взаимодействующих ячеек пространства, пешеходных и визуальных связей между ними здесь более развитая, многоуровневая.
График движения прослеживается ясно; его целью является крупная пространственная зона, выделенная большеразмерными плоскостями, а также несколькими акцентными элементами, приподнятыми над поверхностью основания.
Использованные выразительные средства указывают на формирование именно здесь композиционного центра пространства. Композиционная доминанта размещена в ином, тоже важном и выигрышном для организации пространства месте — на открытой площадке рядом со входом.
Содержание разделов данного учебного пособия убеждает, что освоение дисциплины «Архитектурная композиция» должно осуществляется двояко.
Во-первых, оно требует от учащихся понимания и запоминания основных понятий и принципиальных положений теоретического курса, потому что творческий процесс во многом обусловлен выявленными закономерностями построения гармоничной архитектурной формы.
Назовем основные: регулирование свойств первичных элементов; построение системы соподчиненных элементов; выделение главного звена; экономия выразительных средств. В ходе проектирования реального объекта непременно потребуется привлечение материала всех теоретических разделов.
Например, при организации открытого пространства может появиться необходимость уточнить представление о ритме. В таком случае в литературе (и в данном пособии) можно найти подробное объяснение: что такое ритм; какие существуют виды простых и сложных метроритмических рядов; какие возможны варианты закономерного изменения первичных свойств чередующихся элементов формы; что такое активизация ритмического ряда и т. д.
Однако неверно думать, что, только опираясь на изложенные термины, понятия и закономерности, лишь путем логических умозаключений можно выстраивать систему соподчинения архитектурных элементов. Непременным условием полноценности архитектурной композиции является ее индивидуальная эмоциональная трактовка, и это обстоятельство тоже становится художественной закономерностью формирования композиции.
Поэтому, во-вторых, не менее существенным условием освоения дисциплины является выработка у обучающихся практических навыков создания объемно-пространственной формы.
Данное условие предполагает самостоятельное изыскание решений, направленных на реализацию тех же теоретических положений. Так, в упомянутой выше ситуации с использованием ритма в организации открытого пространства проектировщику потребуется придумать, «сконструировать» выразительные метроритмические ряды привлеченных архитектурных элементов.
Это, в свою очередь, предполагает творческий поиск и последующий выбор: 1) конкретных функционально-конструктивных элементов, которые станут участниками метроритмического ряда; 2) выразительного способа их чередования с закономерным и легко «читаемым» изменением их визуальных свойств;
3) наиболее целесообразного приема нарушения этой же закономерности, снимающего ощущение схематичности и банальности метроритмического порядка и т. д.
Вышесказанное определяет не только важность сбалансированного освоения теоретического курса и комплекса практических упражнений, не только взаимосвязь объективного и субъективного в формировании архитектурной композиции. Как следствие, среди сложившихся особенностей творческого процесса «конструирования» архитектурной формы появляется еще одна — появление нескольких своеобразных правил, или «вторичных» закономерностей архитектурной композиции.
Так, неожиданным на первый взгляд становится временное нарушение какой-либо закономерности архитектурной композиции, но с последующим восстановлением ее в правах и, в результате, обретением большего своеобразия. Например, известны несколько типичных признаков фронтальности формы.
Но для обострения композиции, для обеспечения ее индивидуальности целесообразно нарушить какое-либо условие: скажем, сделать ее силуэт вовсе не спокойным и не горизонтальным. Но вслед за этим необходимо найти способ уравновешивания визуальных свойств уже задействованных и вновь привлеченных элементов и восстановления таким образом нарушенной фронтальности. Следовательно, как это ни покажется неожиданным, знание композиционных закономерностей необходимо зодчему для того, чтобы умело их нарушать. И это тоже становится художественной закономерностью.
Среди методически важных особенностей формирования архитектурной композиции следует выделить также то, что визуальные свойства архитектурных элементов, принимая во внимание самые разнообразные их состояния и сочетания, представляют собой богатейший и безграничный запас композиционных средств.
В этой связи на помощь проектировщику должен прийти определенный, выработанный им самим механизм последовательного формирования архитектурной композиции. Его нельзя свести к одной какой-то формуле: надо воспользоваться различными теоретическими положениями, выполнить несколько последовательных практических шагов.
При этом следует уяснить, что только на первом этапе степень свободы в подборе компонентов действительно достаточно велика. Каждый же последующий шаг все в большей мере обусловлен предыдущими и должен «вписываться» в складывающуюся ситуацию.
Следовательно, методически целесообразно, чтобы разрабатываемая композиция была получена не случайно и не одномоментно, а в ходе поэтапного изменения и усложнения структуры, точного регулирования свойств ее компонентов, обязательной дифференциации их на главные, второстепенные и дополнительные.
Процесс будет сопровождаться постоянным уточнением отношений первичных свойств ее компонентов и постепенным приближением к формированию системы соподчиненных элементов. Так вырисовывается еще одна композиционная закономерность, и именно такой методический подход был использован в разъяснениях к комплексу практических заданий.
Таким образом, использование выявленных к настоящему времени наукой закономерностей построения объемно-пространственной формы должно постоянно обогащаться и действительно пополняется живым опытом композиционного творчества. Сочетание теоретических положений, формирующих систему общих установок и подходов к архитектурному проектированию, с конкретным анализом возможных композиционных особенностей нескольких вариантов создаваемого объекта является оптимальным путем и необходимым условием самостоятельной плодотворной работы зодчего.