Задачи. Задание направлено на изучение способов достижения упорядоченности, единства и выразительности большого количества архитектурно-пространственных элементов на основе сложного метрического порядка и соотношений (нюансных, контрастных и тождественных) интервалов и форм.
Условия. Требуется построить сложный метрический ряд, разворачивающийся по горизонтали или вертикали. Элементами ряда являются членения базовой фронтальной плоскости или самостоятельные объемные формы, размещенные возле плоскости. Отношение высоты к ширине плоскости — от 1:2 до 1:5, максимальное измерение — до 40—50 м.
При построении сложного метрического порядка следует использовать, во-первых, неравенство используемых форм по величине, геометрическому виду (допускается применение плоских и криволинейных поверхностей), положению в пространстве (в пределах плоскости или с развитием по глубинной координате до 1/3 высоты или ширины плоскости), а также различия по фактуре.
Во-вторых, подлежат регулированию интервалы между элементами одного периода; они могут быть одинаковыми и различными, а интервалы между периодами — одинаковыми. Задача решается в макете в масштабе 1:200 натуральной величины.
Пояснения. Специфика сложного метрического ряда заключается в возможности объединения в общую, хорошо «читаемую» структуру большого количества элементов. Однако эти элементы не бесконечно разнообразны. Они повторяются, но повторяются группами, называемыми периодами.
Так что в сложном метрическом ряду есть несколько (не менее четырех) периодов, а в каждом периоде чередуются несколько различных или одинаковых форм и интервалов. Например, в композиции, изображенной на рисунке 160, а, разворачивающейся по вертикали, один над другим разместились несколько периодов.
В каждый период включено несколько членений поверхности, выполненных мелким или глубоким рельефом с различными интервалами между ними. Отсчет периодов хорошо заметен благодаря активным выносам рельефных поясов, напоминающих карнизы. Как обычно, наибольший интерес представляет способ зрительной «остановки» метрического ряда. В данном случае самый верхний его период отличается от нижних наличием вместо карнизного пояса фигурного очертания.
Сложный метрический ряд, изображенный на рисунке 160, б, разворачивается на основе плоской поверхности, развитой по горизонтали. Проемы, выступы и заглубления на поверхности становятся элементами нескольких периодов ряда. В данном примере, в отличав от предыдущего, элементы ряда более разнообразно чередуются в пределах каждого периода не по одной, а по двум координатам; появились элементы криволинейного очертания. Для зрительной остановки ряда выбран способ введения акцентной формы (небольшого объема с заостренным верхом), размещенной на оси крайнего периода.
Вариант сложного метрического ряда, показанный на рисунке 160, в, представляет собой архитектурно-пространственную форму, наполненную повторяющимися группами вертикально акцентированных элементов. Они по-разному крепятся на базовой плоскости как на пьедестале и дополняются объемными формами, развитыми по направлению к зрителю и служащими хорошей точкой отсчета для последующих периодов. Ощущение банальности, монотонности метрического порядка снимается неожиданным нарушением закономерности за счет введения дополнительно вертикального элемента перед четвертым периодом и после него.