Их прообразом является турецкий торговый дом Фондако деи Турчи, построенный около 1200 г. на Большом канале и обезображенный после реконструкции в XIX в. Характеристики:
— легкие стены с большими проемами из-за сложности устройства фундамента в лагуне
— фасадная сторона обращена к воде, изредка к площади; она сильнее акцентирует декорацию, чем строгое членение. Проемы редко располагаются в последовательный ряд, чаще объединяются в группы. Преобладает асимметрия; симметричный фасад дворца Вендрамин кажется довольно скучным.
— окна, проемы лоджий и маленькие колонны, часто расположенные немотивированно, богато декорированы резьбой по камню
-узкие и высокие полуциркульные проемы, стрельчатые арки и арки в виде ослиной спины, «венецианские стрельчатые арки» = килевидные арки с носками на внутренней стороне арочных полу- сводов, круглые и спаренные окна в два света с накладной аркой и прорезным тимпаном непринужденно располагаются рядом друг с другом
— преобладают цветная штукатурка и кирпичная кладка, рустика встречается редко; популярны облицовки камнем дорогих восточных сортов и мрамором, майоликовые медальоны, также позолота
— плоские крыши редки
— нижний этаж используется как складское помещение, высокая прихожая проходит от причала через весь дом, отсюда начинаются лестничная клетка и вспомогательные помещения
— зал на верхнем этаже простирается на всю глубину здания
— во дворе всегда есть фонтан и наружная лестница к жилым помещениям, внутреннего двора нет
РЕНЕССАНС
Ранний Ренессанс
Главными центрами дворцовых построек являются Тоскана и Венеция. Архитектурные формы культовых сооружений переносятся на дворец довольно робко. Пилястровое членение дворца Ручеллаи и даже сандрики дворца Бартолини во Флоренции порицаются как неподходящие для светских строений:
— преодоление сложных взаимно проникающих архитектурных форм готики; вместо этого — подчинение каждого элемента ясно очерченной задаче
— замкнутый, с широкими опорами, кубический и, как правило, 3-этажный корпус
— карнизы на высоте подоконников изменяют единую или уменьшающуюся кверху высоту этажей
— часто низкие промежуточные этажи с невзрачными окошками
— сложное крепление выступающего карниза по античным образцам
— каменная кладка, обработанная под руст или оштукатуренная
— каменные стены небольшой толщины кажутся пластинами, каменные килевидные арки над окнами и квадры стен словно бы вырезаны, а иногда они просто нарисованы
— вертикальное пилястровое членение впервые применено в палаццо Ручеллаи с классическим чередованием ордеров: дорический, ионический, коринфский — ритмичная группировка
— расположенные в ряд помещения часто отделены одно от другого, и попасть внутрь можно только через открытые лоджии внутреннего двора
Высокий и Поздний Ренессанс
Тоскана теряет свою ведущую роль, ее место занимают Рим и северная Италия.
Обильные украшения придают архитектурным формам большую массивность. Богатое членение фасада по ширине и высоте, больше уступов в глубину-.
— удвоение числа и ритмичное расположение пилястров
— полуколонны, сначала в Риме, палаццо Каприни, 1517, арх. Браманте или Рафаэль
-полные колонны, уже ок. 1500 г. в Венеции, палаццо Вендрамин, также монастырский дворец в Томаре, 23 Г, в котором просматриваются веяния североитальянского зодчества
— открытые лоджии, парапеты на верхнем этаже
— сочетание аркад с классическими ордерами колонн
— фронтонные сандрики над окнами,
впервые в Урбино, палаццо Дукале, становятся с 1520 г. правилом |
— колоссальный ордер колонн
— часто имитация рустики оштукатуренным кирпичом
В период маньеризма перегруженность декором ведет к нечеткому членению архитектурных форм.