Со времен Меровингов управление франкскими и их восточными королевствами-преемниками осуществлялось из многочисленных пфальцев, которые властитель навещал поочередно вместе со своим двором и движимым имуществом. В дорожной книге, например, Генриха II перечисляется примерно 200 таких поездок. Задачи пфальца были самыми разнообразными, часть из них осуществлялась только в период пребывания там властителя:
— размещение и обслуживание королевского двора
— центр управления ограниченной частью королевских владений
— рассмотрение судебных дел
— место проведения королевских заседаний и синодов, осуществляющих законодательную власть.
Архитектурно-художественное оформление пфальца как бы подтверждает законность притязаний короля на власть; для этого используются архитектурные элементы, широко распространенные и в современном церковном строительстве.
Лишь во второй половине XIII в. короли начинают создавать резиденции постоянного пребывания. Соседние города покушают опустевшие пфальцы и используют их в качестве административных зданий. Ada regia становится образцом для многочисленных зданий ратуш и крытых рынков —
Еще Меровинги жаловали своим вассалам земельные участки и уполномочивали строить укрепленные резиденции.
После смерти Карла Великого королевская власть и власть ленников начинает ослабевать. Вскоре ленное поместье становится наследственным и все больше выходит из-под королевской власти. Право строительства укрепленных замков. хотя и принадлежит по-прежнему королю, реализуется. однако, с большим трудом. В 864 г, Карл Плешивый издает не имевший особого успеха указ о сносе всех укрепленных замков, построенных без королевского разрешения,
В это же время — юнец IX в. — каролингская система широко рассеянных королевских пфальцев доказывает свою несостоятельность как средство защиты от нападений со стороны датчан, норманнов и венгров.
Саксонец Генрих I покупает в 924 г, у Венгрии перемирие на 10 лет, в течение которых усиливает восточную границу своего королевства путем лихорадочного строительства укрепленных замков. Передача права строительства укрепленных замков живущим в тех местностях рыцарям быстро приводит к их независимости. Самовластное строительство укрепленных замков укореняется во всем королевстве и своей кульминации достигает к периоду прихода к власти династии Штауфенов, в XII и XIII вв.
Самостоятельность городов и союзов городов, а также развитие огнестрельного оружия ставят под вопрос значение и ценность укрепленных замков. В конечном итоге происходит их разрушение в 3 этапа: в период гуситских войн XV в., во время крестьянских войн XVI в. и в ходе Тридцатилетней войны,
По ландшафтному положению различают:
— замок на холме, на вершине и на гребне
— низинный замок, окруженный, как правило, водой.
По отдельным элементам сооружений укрепленные замки можно классифицировать на замки-башни, замки-дома, замки с защитной стеной, замки с защитной оболочкой и замки с выделяющимся главным зданием.
Таможенные, пограничные, городские замки, замки, господствующие над местностью, контролирующие перевалы и дороги, говорят о функциональном назначении этих сооружений, а сведения о ранге и сословном положении владельцев дают следующие названия: пфальц, замок-дворец, замок-город, ленный замок, имперский, княжеский, графский, рыцарский замок, замок вассала, министериала, церковный замок, жилая башня городского патрициата, аллодиальный замок как свободная от ленных повинностей собственность землевладельца,
С течением времени никаких изменений не претерпела «географическая» классификация.
С точки зрения архитектурных сталей намного больший интерес представляют для нас конструктивные формы укрепленных замков. Внешний их облик определяют элементы и архитектурные формы, соответствующие стратегическому назначению, пригодности для жилья и репрезентативности.
У истоков североевропейского укрепленного замка стоят сооружавшиеся в ранний период из камня или палисадов кольцевые валы — укрепленные убежища во время войн.
По происхождению и форме плана в Европе различают 3 типа средневековых укрепленных замков (по Герберту де Кабоге):
1. Кольцевой укрепленный замок возникает из насыпных земляных холмов, созданной, очевидно, норманнами в конце 1-го тысячелетия формы укрепления: земля, вынутая из кольцевого рва, образует в центре насыпь, на вершине которой строится жилая или оборонная башня из дерева или камня. Вокруг башни сооружается кольцо в виде палисада или каменной стены. Аналогичные сооружения, только намного больших размеров, возводились еще в Хеггском царстве и в Сирии.
2. Византийско-арабские 4-угольные сооружения берут свое начало от древнеримских укреплений — По образцу этих укреплений византийцы строят квадратные и — реже — прямоугольные сооружения. На углах сторон стоят башни, ворота снабжаются падающими решетками и отверстиями для слива воды. В начале VIII в. арабы заимствуют эту оборонительную схему и усовершенствуют ее при строительстве укрепленных замков в Северной Африке. Благодаря крестоносцам этот тип укрепленного замка получает в течение следующих столетий распространение в Англии, Франции, Италии и на Пиренейском полуострове, реже в Балканских странах. Видоизмененные укрепленные замки этого типа сооружаются и Тевтонским орденом в восточных землях.
3. Укрепленный замок неправильной формы получает большое распространение в Центральной Европе. Формы таких сооружений зависят от количества защищаемого населения, стратегической важности местности, ландшафтных возможностей и ограниченности территории для строительства.
Термины «укрепленный замок», «замок» и «дворец» не всегда точно различимы. Если «бург» — укрепленное место жительства, то «замок» может быть как укрепленным, так и «открытым». Термины «замок» и «дворец» часто имеют одинаковое значение.
Переходы от «благородного» каменного дома средневекового городского патрициата, выполнявшего до конца Ренессанса также и оборонные функции, к укрепленному замку и замку также весьма расплывчатые.
Названия типа maison, manoir или manor house, place, house, hall, great house и palace не дают достоверной информации о характере сооружения. Часто ими просто обозначают дорогостоящий дом горожанина или представителя мелкопоместного дворянства.
В XIX и XX вв. начинается новая путаница, особенно с понятием «дворец», начиная с «Хрустального дворца» как здания для проведения выставки 1851 г., и заканчивая «Дворцом спорта». В этой путанице принимают участие даже социалистические страны. В результате это понятие просто обесценивается до банальности: «Дворец бумаги».
В качестве жилого или репрезентативного здания замок является главнейшей строительной задачей абсолютистского княжества. В XV в. замок развивается из 3 основных источников:
— обороноспособного городского дома
— средневекового укрепленного замка, оборонительная ценность которого ставится в результате изобретения огнестрельного оружия большой пробивной силы под сомнение
— римской виллы
По назначению и топографическому расположению различают сельские,
городские, увеселительные, охотничьи и замки, окруженные водой.
Как правило, расположены замки так, что они:
— господствуют над естественным ландшафтом с возвышенного или защищенного водой места бывшего укрепленного замка
— являются центром искусственного ландшафта
— началом или концом системы городских улиц.
В XVI в. при сооружении замков также продолжают использоваться централизующие формы укрепленного замка.
В Италии в период Ренессанса появляется имеющий форму блока городской дворец, а также — разработанное Палладио — прямоугольное строение с выдвинутыми вперед боковыми крыльями, которое получило особенно широкое распространение в Англии и Франции.
Образующийся между 3 крыльями здания внутренний двор становится во Франции в XVI в. парадным двором, его открытая сторона перекрывается стеной или решеткой. Эта форма заимствуется многочисленными замками периода расцвета барокко, особенно в Германии и Австрии.
Позднебарочные замки часто представляют собой составные сооружения громадных размеров, собранные из отдельных зданий различных архитектурных форм.
Строгому церемониалу абсолютизма соответствует симметричная планировка замка, которая, по возможности, соблюдается и в разбивке внутренних помещений.
Главное здание выделяется ризалитом или павильоном в своей средней части и продолжается в фасадном фронтоне. Углы не имеющей крыльев наружной стороны здания также подчеркиваются ризалитами. Нижний этаж включает в себя входной зал, садовый павильон, а также ряд небольших помещений.
Верхний этаж является важнейшей частью замка с передним залом, занимающим в высоту 2 этажа парадным залом и покоями для господ. Вход через лестницу.
В Средние века она имела чисто функциональное назначение, но в период барокко часто становится самым большим помещением замка. Капелла замка иногда представляет собой пандан театра.
С началом Ренессанса неотъемлемыми частями замка становятся картинная галерея и библиотека. Они выполняются в виде небольшого кабинета и освещенного с одной стороны коридора или анфилады комнат, двери которых располагаются по одной общей оси.
В членении фасада те же тенденции, что и в культовых сооружениях.
Важной частью барочного замка является садово-парковое искусство со строго геометрической планировкой на французский манер или как английский романтически оформленный сад с тщательно продуманным приближением к естественному ландшафту.
Роскошество часто приводит к жестокой эксплуатации подданных. Однако общество дает этому критическую оценку лишь в XVIII в. Раньше же для подданного роскошество князя являлось своего рода легитимным выражением власти, дающей ему определенную внешнюю и социальную безопасность. Для князя же оно означало личные удобства жизни в условиях немыслимой сегодня публичности. В большинстве резиденций замок и сад доступны для всех посетителей.
Несмотря на наличие у князя постоянной резиденции, его жизнь протекает большей частью в путешествиях. В неполных записях дорожной книги кельнского курфюрста Клеменса Августа перечисляется 330 поездок, которые он совершил за последние 20 лет своей жизни.
В XVIII в. большее распространение получают и небольшие уютные замки, где можно укрыться от постоянного пребывания на глазах общества. По этим же причинам в моду входит отель — городской дворец аристократии. В его салонах развиваются формы декора и образа жизни, которые в качестве рококо и стиля Людовика XVI представляют собой конечную фазу барочной феодальной эпохи.
В XIX в. появляется несколько замков в классицистическом стиле. Кульминацией, подчеркивающей исторический момент замков романтического стиля, являются фантазии баварского короля Людвига II.
ГРЕЦИЯ
Дворец и укрепленный замок
Правители бронзового века, владевшие отдельными территориями на побережье Эгейского моря, сооружают ряд дворцов и укрепленных замков.
Крит
Господствующее положение Крита на море способствует активному строительству дворцов. Образцом архитектурного стиля и схемы является йюсс: группировка помещений для различных репрезентативных целей достигается за счет сложной, похожей на лабиринт системы проходов; помещения располагаются вокруг центрального двора прямоугольной формы. Фортификационные сооружения отсутствуют.
Троя/Малая Азия
Укрепленный замок владетельного князя развивается, начиная с нового каменного века, от защищенного стеной поселения с мегароном, затем через группу домов с воротами по схеме мегарона и с разделением на внутренний и внешний дворы замка, в конечном итоге превращаясь в расширенный город с новыми стенами и башнями.
Микенские укрепленные замки
Микены и Тиринф — тип укрепленного замка, расположенного на возвышенности, т. н. акрополь над неукрепленным нижним городом. Как и Троя II, его схема существует вплоть до эллинизма.
Афины, Акрополь
Самый значительный аттический укрепленный замок на возвышенности теряет в конце VI в. часть укреплений и становится святыней, а во времена Перикла переплани- руется в известную сегодня форму святилища. Эрехтейон, храм Ники, Парфенон, Пропилеи
Эллинистический укрепленный замок см. Пергамон,
РИМ
Вилла и дворец
Утилитарная вилла — римское поместье, предшествующая форма различным городским и сельским виллам:
1. Перистильные сооружения позднего Республиканского Рима с жилыми и хозяйственными помещениями
2. Городские виллы — господские дома без хозяйственных построек на латифундиях
3. Сельские виллы — жилые дома богатых горожан, основные формы которых:
— перистильное сооружение
— вилла с портиком, особенно в северных римских провинциях: Германии, Галлии, Британии
4. Императорская вилла — летняя или дополнительная резиденция из нескольких комплексов зданий. Улучшенный комфорт благодаря сводчатым отопительным помещениям под полом, остекленным окнам, термам и т. п.
Военный лагерь Строго определенная во всей империи ; структура легко укрепленных поход- ных лагерей и более укрепленных посредством валов, стен и башен лагерей легионеров гарантирует размещение : одинаковых по численности военных подразделений, а также использование военной техники, применяемой в других местах. Продольную ось военного лагеря образует виа преториа. Виа принсипалис отделяет более узкую претентуру от ретентуры.
В претентуре среди фахверковых казарм для воинов располагается центральная группа зданий; преторий, квестура, арсенал, лазарет, манеж.
Театр, амфитеатр, цирк, канабы строятся без определенного порядка за пределами лагеря, закладывая начало городских поселений. Запланированные же города строятся по схеме военного лагеря.
Императорский дворец Дворец Домициана. После уже появившихся на холме Палатин нескольких построек Домициан начинает в 80 г. н. э, возводить на округлом южном склоне холма свой «палациум» в качестве центральной точки империи. Расположенные в середине перистили окружаются 4 группами зданий.
Северные парадные помещения располагаются параллельно находящимся на южной стороне жилым помещениям. Разнообразная пространственная компоновка внутри основной формы двойного скрещения осей, средокрестин которого образуют оба перисталя одинаковой величины.
Во дворце Диоклетиана в Сплите, Югоотавия, используется схема скрещивания осей военного лагеря. 2 северных квартала для служб управления и дворцовой стражи, а южные — для форума, мавзолея и жилых помещений.