Зодчие классических эпох одной из основных задач ставили себе достижение соответствия форм назначению сооружений. Этот свод требований соответствия формы содержанию Витрувий называет «декорумом».
«Декорум… определяется, как безупречная внешность здания, конструированного с полным знанием дела из элементов, находящих в нем свое полное оправдание… Минерве, Марсу, Геркулесу естественно будут строиться храмы дорические, ибо этим богам, в силу характеризующей их мужественности, подобает воздвигать храмы без услаждающих прикрас. Иное дело Венера, Флора, Прозерпина… Что касается декорума применительно к общепринятому обычаю, то он выражается в следующем: например, когда в соответствии с великолепной обстановкой внутренних покоев здания будут построены так же и его преддверия, с ними гармонирующие и изысканные. Ибо если внутренние покои будут обладать всеми совершенствами художественного изящества, а входы к себе будут иметь низкие и мало представительные, то в таком случае они не будут отвечать требованиям декорума».
Таким образом, зодчий может достигнуть полного соответствия формы содержанию только путем полного, всестороннего раскрытия образа сооружения, исходя из которого, путем надлежащего выбора и размещения структурных и декоративных элементов, создается композиция.
При виде совершенных произведений архитектуры у нас возникает чувство органичности решения. «Члены здания должны взаимно соответствовать друг другу, чтобы послужить основой и началом совершенства и прелести сооружения в целом, — говорит Л. Б. Альберти…
Это ощущение органичности решения, которое чувствует зритель, является важнейшим показателем того, что правильное решение задачи архитектором найдено и синтез требований художественных и функционально технических действительно получил осуществление, что образ сооружения, сформированный зрелым и талантливым мастером, получил достойное материальное выражение.
Принцип органичности является широким, объемлющим принципом композиции, удовлетворяя которому мы скорее всего находим решение инженерной и художественной задачи.
Если в формах сооружения видны те трудности, с которыми столкнулся инженер в процессе решения задачи, то органического решения не найдено. Если формы не отвечают назначению сооружения, если планировка не отвечает условиям эксплуатации сооружения, то принятое решение неорганично; таким образом, органичность решения является тем пробным камнем, который дает нам возможность судить о качестве синтеза функциональных, художественных и инженерных элементов, из которых слагается целое.