Уже в своей элементарной форме экономичность оказывает воздействие на эстетическое восприятие. Мы не можем с удовольствием смотреть на сооружение, форма которого явно противоречит экономичности, в котором для удовлетворения ложно понятого эстетизма затрачивается огромная масса материала и человеческого труда. В более сложном выражении мы приходим к понятию экономии художественных средств.
В литературной эстетике есть правило, требующее, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Так и в архитектуре — наибольшее удовлетворение мы получаем от сооружений, в которых техническая и художественная задача решены с затратой наименьшего количества средств. Наоборот, чрезмерное «обогащение» композиции приводит часто к тому, что рассматривание произведения способно вызвать только чувство утомления.
Непропорциональность затраты художественных средств по сравнению с достигаемой целью и несоответствие их назначению сооружения также неизбежно нарушают принцип экономии средств.
Экономия художественных средств достигается скорее всего путем создания ясного архитектурного образа, выработкой системы пропорций сооружения, являющихся основой красоты, тогда как введением большого количества украшений, являющихся, как говорил Альберти, только как бы «вторичным светом красоты», легче всего нарушить принцип экономичности. Злоупотребление декоративными средствами может даже понизить эстетическое действие сооружения, особенно, если архитектор не поработал как следует над пропорциями и не создал ясного образа сооружения. В этом случае обилие украшений может только подчеркнуть отсутствие слаженности в частях целого и усугубить недостатки сооружения.
Нарушение уравновешенности движения форм, которое мы рассматривали выше, усиливается, когда к нему присоединяется ощущение неуравновешенности конструктивных сил, несоответствие веса, тяжести нагрузки с мощностью несущих частей.
Мощная колонна, па которой лежит легкая балка, помимо того, что она вызывает элементарное ощущение неуравновешенности зрительного движения, производит также впечатление недостаточно нагруженной, слабо работающей, неиспользованной. Наоборот, легкая колонна под тяжелым архитравом будет вызывать в нас чувство недоверия к прочности сооружения.
Если же прочность сооружения не вызовет у нас сомнений, в силу того что мы предположим архитрав опирающимся на торцевые стены или другие конструкции, то длинные и тонкие колонны, стоящие под архитравом, будут казаться нам скорее подвешенными к архитраву, чем несущими его.