Задача новой архитектуры заключается в том, чтобы полностью использовать средства, созданные новой техникой.
Размещение частей сооружений в классической архитектуре подчинялось законам «диспозиции». «Диспозиция есть планомерное размещение элементов здания и достижение, путем композиционных приемов, художественного эффекта с высоким конструктивным качеством» говорит Витрувий. Планомерное размещение элементов и составляет, в сущности, основное содержание композиции. Совершенная композиция рождается как «… плод обдуманности и изобретательства. Обдуманность есть старательная, деятельная, неусыпная заботливость о выполнении плана с чувством высокого удовлетворения. А изобретательство есть разрешение темных вопросов и открытие пути нового решения подвижной живостью ума».
Принципы размещения частей сооружения излагает нам Альберти: «Части, находящиеся на своем месте, даже мельчайшие в сооружении, становятся красивее для взора. А находящиеся на месте чужом, их недостойном и им неподобающем, дурнеют, если были изящны, а если не были — вовсе порицаются».
«Ту часть, которая в здании будет наиболее почетной, не следует помещать в месте неприметном, ту, которая должна быть наиболее людной, — в месте потаенном, и ту, которая должна быть частной, — в месте слишком открытом».
И если мы не всегда можем по своему произволу размещать многие части сооружений (особенно в промышленном строительстве), то мы всегда можем осветить надлежащим образом наиболее важные и интересные части нашей композиции. Пренебрежение этим правилом приводит к очень печальным последствиям, как мы это видели при рассмотрении интерьеров многих общественных зданий.
Классическая архитектура требует, чтобы части, находящиеся ближе к зрителю, были наиболее тщательно обработаны; наоборот, части, которые можно увидеть в редких случаях, с необычных точек зрения, могут быть обработаны только в той мере, как этого требует их функциональное и конструктивное назначение.
Разработка металлических декоративных элементов — ограждений, решеток, заполнения отверстий, входов и пр. — составляет область свободного творчества архитектора. Единственным ограничивающим принципом является здесь только соответствие формы деталей формам всего сооружения.
Если украшение является одним из эффективных средств обогащения формы, то пользоваться им следует с самой мудрой осмотрительностью, ибо всякое злоупотребление декоративными элементами может привести к ослаблению эстетического эффекта от всей композиции сооружения. Далеко не во всех частях конструкции уместно применение декоративных элементов. Наиболее целесообразно располагать их в местах остановки движения форм и в местах перехода движения с одного элемента на другой. Везде, где надо еще резче подчеркнуть остановку движения, незыблемость опоры или перетекание движения на другую форму, во всех этих местах, применение декоративных элементов не только уместно, но и необходимо для повышения эстетического эффекта целого. По существу, такую роль имели декоративные элементы и в классической архитектуре. Разумеется, стиль украшений должен гармонировать с формами конструкции.