Теснейшую связь с гармонией имеет проблема пропорций, т. е. соотношения размеров основных членений сооружения. Являясь, по существу, одним из разделов обширной области гармонии, проблема пропорций рассматривается отдельно в силу того большого значения, которое она имеет в процессе создания эстетически ценного сооружения.
Мы любуемся некоторыми массивами готических зданий, красота которых основана на симметрии и про-порциональности соотношений между целым и его частями и частей между собой,, несмотря на безобразные скрывающие их украшения и даже вопреки им.
Но наиболее доказательным является то, что если подробно исследовать эти громады, то мы в целом найдем те же пропорции, что и в зданиях, которые по-строены по всем правилам безупречной архитектуры и доставляют столько удо-вольствий нашему глазу»
Впечатления, которые мы получаем, рассматривая различные части здания, взаимно связаны. Наш взор переходит от созерцания одних частей к созерцанию других, но сознание сохраняет впечатление, полученное ранее. Кроме того, взор, фиксируемый на частностях, охватывает и картину целого. Наконец, воспринимая одни части, мы невольно сопоставляем их с другими, часто возвращаясь даже к созерцанию уже рассмотренных ранее для приведения их во взаимную связь. Благодаря этому такое серьезное значение имеет взаимная связь и соотношения всех частей сооружения. Даже в музыке, где мы воспринимаем смену звуков, имеют значение соотношения не только между смежными звуками, но и отношения звука ко второму последующему звуку, так называемые «скрытые интервалы».
Тем важнее соотношения форм в архитектуре, где мы можем сопоставлять любые части, сохраняя в то же время образ целого.
Наиболее стройную систему соотношений частей мы получаем тогда, когда, как указывает Фр. Блондель, пропорциональные отношения связывают целое и части, а также и части между собой. То же говорит и Витрувий: «Стройность храмовых зданий основывается на соразмерности, законы которой самым точным образом должны знать архитекторы. А соразмерность создается из пропорциональности, называемой по-гречески «аналогия». Пропорциональность представляет собой соответствие в размерах условного отрезка частей всего здания со всем сооружением в целом, — из этой пропорциональности получается закон соразмерности.
Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека»
Однако если многие части сооружения будут близки между собой по размерам, при одних и тех же пропорциях, то общее впечатление будет слишком скучным. Единство пропорциональных соотношений превратится в однообразие. Когда воспринимающий легко улавливает равновеликость одних частей по отношению к другим, то получается, говоря словами Виолле ле Дюка, отношение подобия, действующее, в противовес пропорциональным соотношениям и диференциации измерении, утомительно и неприятно.
Невидимому, и здесь имеет значение закон единства в многообразии, требующий разнообразия размеров частей при единой системе их соотношений. Однако пропорции, устанавливаемые по методу числа и циркуля, недостаточны для получения гармонии соотношений частей композиции.