Полихромия городов

замок в Блуа

Во времена Ренессанса перемена духовной атмосферы, связанная с гуманизацией науки и искусства, взрывает средневековую аскетичность архитектурной полихромии. Цвет мажорно и раскованно звучит в городской среде, отражая взлет человеческой личности. На этом фоне все еще читается сохранившаяся средневековая символика. Так, дворы рыцарских турниров кое-где по-прежнему выдерживаются в тревожном красном колорите.

В первой половине XVII в. жилые дома во французских городах продолжают строиться из дерева, но штукатурятся «под камень». К концу века основным материалом становится кирпич. В Нормандии, богатой камнем различных пород, постройки сочетают оттенки минералов и кирпича. Это вносит некоторое оживление в цветовую среду городов. Плотность их застройки зрительно объединяет здания в единый каменный массив, имеющий покрытие из шифера, свинца, черепицы, на юге разноцветной, напоминающей о народных постройках. Палитра строительных материалов используется более умело и целенаправленно.

Полихромия городов активизируется. В XVIII в. в Париже строится много особняков и доходных домов. Камень, кирпич и штукатурка создают сдержанно-серый колорит города. В этом же колорите выполнены и уникальные здания: Люксембургский дворец, Пале-Рояль, Лувр, Пантеон и др. В сложении образа Парижа эпохи классицизма важная роль принадлежала Дому инвалидов, цветовая сдержанность которого еще раз подтвердила один из постоянных признаков господствующего во Франции архитектурного стиля.

В начале XVIII в. как реакция на рационализм классицизма в интерьерах богатых особняков возникла безордерная декоративная система — рококо — с характерной нежно-пастельной цветовой гаммой преобладающих розоватых и голубоватых тонов. Однако рокайльные мотивы не появлялись на фасадах зданий, не проникали в городскую среду, в которой пока господствовала монохро-мия классицизма.

В муниципалитете Парижа в XVIII в. появляется документ, требующий сохранения и постоянного поддержания сложившейся сероватой гаммы застройки.

Возможно, впервые в истории градостроительства мы встречаемся с попыткой управления цветовой средой города. Новые здания в центре города, подвергавшиеся штукатурной обработке, предписывалось окрашивать под цвет камня. Распространяется цветовая имитация естественного материала, характерная и для других стран. В дополнение к доминирующему валёру позволялось вводить лишь неяркие цвета: серовато-голубой и серовато-охристый.

Эта слабо звучащая цветовая нота указывает на зарождение в недрах классицизма стремления к внесению в архитектуру цвета, не имитирующего какого-либо строительного материала, а выполняющего художественную миссию в сложении архитектурно-градостроительной формы. В недрах статичной ахроматики классицизма появились ростки активной полихромии, с которыми уже встречались в нарышкинском барокко.

Люксембургский дворец
Пале-Рояль