В 30-40-е годы XIX в. наступило время неоготического стиля и (в Восточной Европе — неовизантийский), а также — национального романтизма.
С 1830-х годов в Западной Европе и в России на смену ампиру пришли новые стили. Увлечение историческими стилями имело известную последовательность. Раньше других — в 20-х годах XIX в. в западноевропейскую архитектуру проник псевдоготический стиль. В 1830—40-х годах в странах Европы появляются многочисленные здания на мотивы и формы готической архитектуры. Буржуазия перекраивала и обновляла «старые стили» на свой манер. Многие страны обратились к готическому прошлому своей станы; к рыцарским временам и эпохе бюргерского ренессанса. Результатом явилось возникновение неоготики и неоренессанса.
Во второй четверти XIX в. наступило время романтики. Эпоха неоготики совпала с распространением романтизма в Европе. И это было не случайно. Научнокритические исследования, которые постепенно обратились к прошлому родного искусства, не могли удержаться от сознания, что классицизм был заимствован, занесен из чужих краев как внешняя форма, не соответствовал характеру национальной художественной фантазии. Все увлеклись средневековьем и готической архитектурой. Писали рыцарские романы и драмы, самые тонкие умы стали католиками и изучали христианские легенды. Люди начали связывать с готикой идеи возвращения к христианской религии и морали.
В Англии возникло неоромантическое литературное течение, которое считало идеалом возрождение средневекового христианского искусства. Сочинения Вальтера Скотта сыграли некоторую роль в появлении стиля «Трубадур» в Англии. Благодаря роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» стиль «Трубадур» распространился и во Франции. Ренессанс был обязан распространению во Франции драмам Дюма и его «Трем мушкетерам». Все английское несло на себе отпечаток романтического.
Романтизм обращался к средневековому искусству и проявлял интерес к восточной культуре, различным историческим стилям. Романтизм способствовал творческой индивидуализации произведений. В романтике преобладали эмоции, внутренние переживания и стремление к простой, естественной жизни, откуда проистекала жажда тесного общения с природой. Происходила переоценка архитектуры средних веков и признавались технические и художественные достижения готики. Романтизм также большое внимание уделял культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливали к европейским вкусам. Наиболее явно романтизм проявился в Англии, культура которой была тесно связана со средневековьем.