Впервые термин появился в XIX в. Тогда так называли европейское искусство X-XII вв. Считалось, что архитектура того периода подверглась влиянию Рима, отсюда и название «романское».
В XI в. в Европе началось небывалое строительство церквей. Именно архитектура, особенно религиозная (монастырская), занимала главенствующее положение в романском искусстве. Монастыри имели огромную власть, туда стекались лучшие скульпторы, живописцы и архитекторы.
На жизнь средневекового человека большое влияние паломничество к святым местам, в святынях люди видели спасение, очищение и защиту. Главные европейские святыни располагались в Риме и Сантьяго-де-Компостела, что на севере Испании. На пути к местам паломничества возводились церкви.
Архитектура храмов подчинялась главной цели – вместить как можно больше паломников, желающих поклониться реликвиям. Размеры церквей увеличились, что стало причиной создания новых конструкций сводов, опор. Это цилиндрический (коробовый) свод, крестовый, сомкнутый, зеркальный и купольный. Основой церкви стала римская базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри колоннами на продольные нефы, как правило, нефов три или пять, а главный выше боковых. Затем за счёт увеличения числа молящихся надо было строить трансепт, то есть поперечный коридор. Итак, церкви обрели форму католического креста.
Романский храм разделялся на следующие части: нартекс, нефы и алтарь. Части символизировали человеческое, ангельское и божественное или тело, душу и дух.
Претерпела изменения светская архитектура. В романский период замок превратился в укрепление, все без исключения подобные сооружения в Европе имели одну и ту же планировку. Правила были следующие – неприступность, наличие источника воды на случай осады, возможность наблюдения за местностью и подчёркивание мощи феодала. Поэтому в центре крепости находилась каменная башня – донжон, где был дозор. При опасности в донжон пряталась семья феодала со своими слугами. Замок окружался рвом с водой. Переброшенный через ров мост на случай угрозы поднимался и закрывал вход. Чуть позже, в XII в., появились башни с амбразурами.
За крепостной стеной располагались кухня, конюшня, хозяйственные постройки. На первом этаже были кладовые, а на втором – покои феодала. В подвале находилась тюрьма.
Города в то время строились около замков: Наумбург, Сьюдад-Реаль, Копенгаген и многие другие. В населённый пункт можно было проникнуть только через крепостные ворота.