Использование особенностей полихромии В. Павлов называет реализацией принципа «ассоциативной переклички», позволяющего осуществлять живую связь с определенными периодами истории.
Цветовое решение 28-го квартала Сосновой поляны, реализованное в процессе строительства, вызывало ассоциации с архитектурой петровского времени, а в результате цветовой реконструкции квартала, осуществленной через десять лет В. Павловым, ассоциации от полихромии квартала сместились в сторону классицизма. Новый квартал связывается то с одной, то с другой блестящей эпохой петербургской полихромии.
Принцип «ассоциативной переклички» был использован В. Павловым при цветовой реконструкции застройки на улице Стойкости и проспекте Народного ополчения. Контраст синего и зелено-голубого с белым, а также рисунок пятен этих цветов сообщает одному из зданий «барочный пульс». В представлении жителей новая полихромия связывается с исторической полихромией Зимнего дворца.
Этот штрих говорит о признании работы ленинградского колориста, который стремится связать застройку новых районов с выдающимися произведениями зодчества своего города.
Названный принцип цветовой взаимосвязи старых и новых районов города использовался В. Павловым и в проектировании полихромии квартала 23-й Сосновой поляны. Здесь также применялась широкая палитра (около девяти цветов), позволяющая создавать контрасты белого и цветного, теплого и холодного, акцента и фона. Например, здания сине-зеленые с белым — фон, красно-белый торговый центр — акцент.
Цветовая реконструкция Веймара
Хорошо известен опыт цветовой реконструкции Веймара, города на юге ГДР. Работа эта ведется уже в течение трех десятилетий. Ее начал про прогнозированием динамики цветового процесса. Их предложения обсуждаются не только специалистами, но и населением.
В результате площадь Ратуши в 1982 г. получила новое цветовое прочтение, а в 1986 г. началась очередная цветовая реконструкция Шиллер-штрассе.
Пример Веймара показывает, как историческое цветовое богатство города служит неисчерпаемым кладезем идей для сегодняшней городской среды. Работа немецких коллег стала плодотворной благодаря градостроительному подходу к полихромии, непрерывности проведения цветовых реконструкций.
Сознательное конструирование различных типов цветовой среды в его отдельных частях позволило создать в городе четкую ориентацию, осмыслить расстояния, по достоинству оценить исторические фрагменты. Целостный взгляд на город позволил привести к созданию художественно полноценного многоцветия на основе контраста между исторической и современной полихромией, закономерностью организации и случайностью.
Даже решения, возникшие произвольно и не вполне вписывающиеся в гармоничный ряд, как ни странно, тоже оказываются необходимыми, если не выходят за рамки общей концепции, выработанной на базе этого подхода.