Во Франции и Англии строили богато оформленные камины, в Германии получили распространение кафельные печи.
Преобладали угловые печи. Печь разрабатывалась ордером, завершалась ротондой, обрамленной колонками или увенчанной вазой. Печи иногда имитировали камины. Камины делали по оси помещения.
Для обрамления каминов в боковых частях использовали колонки, кариатиды. Для облицовки печей использовали белый кафель или изразцы. Камины облицовывали белым мрамором, элементами цветного мрамора, барельефами.
Облик печей радикально изменился. Печи и приобретшие популярность камины облицовывали белым кафелем.
В облицовке использовался белый мрамор, вводилась бронза (в виде рельефов), фаянс. Печи уподобляли архитектурным формам — прямоугольной, круглой, ротондальной формы с ордером — карнизами, колонками или пилястрами.
Печи помещали в углах комнат, а камины — на оси стен.
В 70-е годы постепенно прямоугольные печи вытеснились печами со скошенным углом. Печи делились на цокольную, основную и завершающую, они различались карнизами, поясами и аттиками.
Единая композиция изразцов занимала не всю поверхность, а одну из граней. Изразцы не повторяли, использовали тонкий рисунок голубого, сиреневого, желтого. Получили распространение печи-колонны с изразцами только белого цвета. В парадных покоях применяли печи-канелированные колонны большого диаметра на постаменте-цоколе и с вазой наверху. В качестве украшения — карнизы, гирлянды и венки. В глубине деревянных стен стали размещать кирпичные и войлочные прокладки, а топку и дымоход отводить от мест сопряжения со стенами.
Стали делать ложные печи — для красоты, которые красили в цвет стен: они стали совсем незаметными. Ложные печи стали использовать в качестве шкафа, кладовки, чулана «комодите», скрытого прохода. Постепенно усилилась утилитарная функциональность ложных печей. Появились печи в виде ваз. Они не являлись источником тепла.
Печь была декорирована лепными гирляндами, венками, листвой, барельефами. На нижний постамент ставили колонну, на нее — вертикально ориентированную вазу или скульптуру.
Итак, печи превратились в произведения архитектуры.
Печи вносили симметрию в интерьер, выявляли поворот анфилады, смягчали углы, убирались в толщу стен, там, где были не нужны. Тогда научились ставить печи за пределами помещения, оставляя вровень со стеной лишь поверхность их лицевой грани.