С помощью архитектурного масштаба постройку определенной величины можно сделать зрительно крупной и, наоборот, небольшой. Это же относится и к отдельным деталям сооружений.
Крупномасштабными здания получаются в результате использования обобщенных архитектурных форм. Как правило, в них наблюдается небольшое число членений и деталей, но зато эти членения укрупнены и увеличены относительно всего объема. Мелкомасштабные здания имеют более дробный характер элементов и измельченную деталировку.
В практике проработки композиции принцип архитектурной масштабности учитывается постоянно. Выбор размеров объекта и его частей производится не только исходя из практических требований и общепринятых норм, но и в соответствии с тем значением, которое придается зданию. Применительно к сельскому жилому дому задача заключается в том, чтобы величина всей постройки и размеры ее деталей соответствовали между собой, сочетались с размерами человека и окружающей средой. И еще в том, чтобы дать правдивое представление об истинных размерах здания.
Нарушение зрительной соразмерности возникает в случаях, когда:
1. В малом по размерам здании применен композиционный прием, свойственный большому сооружению. При этом здание становится похожим на макет, его формы и детали измельчены.
2. Сооружение большой величины композиционно решается как малое здание. Постройка кажется недостаточно детализированной, а сами детали приобретают преувеличенные формы и размеры.
3. Существует несоответствие размеров постройки окружающей обстановке и отдельных элементов и деталей общему масштабному строю здания.
Строгих правил назначения архитектурного масштаба не существует. При продумывании образа здания, особенно жилого, исходят из того, что основной мерой служит сам человек с его физическим размером и масштабным представлением. Для проверки правильности выбранных размеров архитекторы часто рисуют на проектном изображении фасада человека в масштабе чертежа. Это сразу дает представление о соразмерности элементов архитектурной композиции.