Франсуа Мансар (1598-1666), возможно, был учеником или младшим подмастерьем де Броса. Он исполнял другие заказы. Мастера больше привлекала пластическая разработка решения фасада, чем перестройка дворцовых интерьеров. Его шедевр — покои Гастона в замке Блуа. Они были построены в 1635-1638 гг. для Гастона Орлеанского. П-образный комплекс обступает маленький парадный двор. Боковые крылья соединены с центральным блоком посредством изогнутой колоннады. Центральный трехосевой павильон удивительно элегантен, он декорирован тремя парами пилястр. Большая лестница в центральной части — оригинальное решение, связывающее оси двора и садовые фасады. Декоративные элементы
и приемы, использованные при постройке доминирующего центрального павильона, повторились, правда, в более пластически проработанной форме, во дворце Мэзон (позднее — Мэзон Лаффит, начат в 1642 году), сооруженного по заказу состоятельного Рене де Лонгёя. Особого внимания заслуживает крыша с ее почти отвесными плоскостями и высокими каминными трубами. Эти характерные особенности унаследованы от архитектуры XVI века. Элегантный вестибюль принадлежит уже XVIII столетию, его решение остается классическим.
Дворец Воле-Виконт близ Мелена стал поводом небывалого скандала. Его строительство, предпринятое в 1656 году придворным архитектором Луи Лево (1612—1670) для министра финансов Николя Фуке, было завершено всего лишь за год и потребовало значительных затрат. Это сооружение, по отзывам современников, превосходило все когда-либо построенные дворцы. Замок был окружен старомодным, но функциональным рвом и открывался в роскошные сады, спланированные Андре Ленотром (1613—1700). В то время он был никому не известным садовым мастером. Дорога к дворцу ведет через восхитительный двор, фланкированный с служебными постройками.
В центре главного объема, окруженного боковыми павильонами, — прямоугольный вестибюль, открывающийся во двор и овальный салон, перекрытый куполом и обращенный в сад. Фасад средней части двухъярусный, увенчан фронтоном и оформлен аркадой с маленькими пилястрами, составляющими разительный контраст с гигантским ордером боковых крыльев. Великолепное убранство интерьера — работа Шарля Лебрена (1619-1690). Новизна архитектурного решения в Воле-Виконте состояла в том, что дворец был расположен между двором и садом. Его расположение среди окружающего пейзажа, перспектива, открывающаяся на него от служб через двор и затем через вестибюль в большой салон, а из него в парк, — составили суть важного планировочного решения, послужившего образцом для многих сооружений подобного типа. Проект Во-ле-Виконта оказал столь значительное влияние на архитектуру, что даже стал прототипом самого грандиозного французского дворца — Версаля.
Кроме замков существовали еще и отели — городские дворцы. Их активное возведение в XVII—XVIII веках способствовало появлению некоторых новых архитектурных решений. В Париже аристократия и богатая буржуазия соревновались, возводя роскошные резиденции, которые, несмотря на их исключительно частный характер, часто становились доступными для всеобщего обозрения. Перед архитектором ставилась сложная задача — построить дом на участке неправильной формы, вписать его в городскую застройку и удобно расположить внутренние помещения — все это было так лее сложно, как и украсить отель впечатляющей декорацией. Как упоминалось выше, проекты Саломона де Бросса для замков Блеранкур и Люксембургского дворца ознаменовали собой разрыв со средневековой традицией сооружения П-образного комплекса. Архитектор выделил центральную часть здания и придал более открытый характер парадному двору.
При возведении городского особняка часто происходило расхождение осей парадного и садового фасадов, здесь дает о себе знать увеличение размера парадного двора. Парадными помещениями становятся вестибюль, лестница и соединенная с ней галерея. Они украшаются наиболее пышно. Возможно, самый важный памятник из числа городских дворцов этого времени — отель Ламбер на острове Сен Луи в Париже. При его возведении Лево следовал принципиально новой схеме — ее диктовали особенности участка, который был чрезвычайно узок. Вместо того чтобы расположить сад на одной оси с парадным двором, архитектор сдвинул его вправо. Двор со скошенными углами направляет посетителя к монументальной лестнице, которую фланкируют овальные в плане залы.
Через один из них путь лежит в галерею, расположенную в стороне, между садом и открытой площадкой. В оформлении фасада сочетаются элементы французской элегантности и римского величия. Садовый фасад решен как чередование ионических колонн и створчатых дверей. Это изобретение Лево очень характерно для французской архитектуры своего времени. Росписи Галереи Геркулеса возвращают зрителя к временам Античности и напоминают о подвигах мифологического героя. Они были выполнены живописцем Лебреном, а рельефы — скульптором Ван Обсталем в 1654 году.
1633 года. Поворотным пунктом в развитии классического барокко во Франции стал другой заказ кардинала Ришелье — сооружение церкви Сорбонны, начатой в 1626 году. Этот центрический объем, увенчанный куполом, с удлиненными поперечными рукавами креста и боковыми капеллами имеет тот же план, что и римская церковь Сан Карло аи Катинари. Западный фасад напоминает композицию римских иезуитских храмов, он включает в себя широкий портал, с обеих сторон фланкированный нишами. В первом этаже доминируют массивные колонны коринфского ордера, сдвоенные на углах, в следующем ярусе они превращаются в пилястры. Далеко выдающиеся карнизы подчеркивают горизонтальные членения фасада. По- иному выполнен фасад внутреннего двора — его ярусность, триумфальная арка, крыша с переломом и купол на барабане создают впечатление театральной декорации, картину полного взаимопроникновения барочных и классицистических элементов.
Другое купольное сооружение — речь идет о монастыре Вальдерас — обязано своим появлением рождению наследника престола. В 1645 году строительство начал Франсуа Мансар, продолжил работы Лемерсье, а окончательно сооружение было завершено в 1710 году
Новое направление во французской церковной архитектуре Французская храмовая архитектура развивалась параллельно светскому зодчеству, но первоначально она не отличалась столь же высоким уровнем творческого поиска. Попытки обрести подходящие формы и гармоническое сочетание с окружающей городской застройкой ограничивались воздействием мощной готической традиции и стремлением подражать римской архитектуре.