Архитектура раннего и династического Китая

Цветовая среда города

Подавляющее большинство зданий в Древнем Китае было из дерева. Деревянные строения всегда считались здесь наиболее подходящими как для жилья, так и для храмовых сооружений. Ансамбли буддийских монастырей, как и дворцы, состояли из расположенных один за другим сооружений, обнесенных оградой с воротами и надвратной башней. Главное здание — зал Будды, — стоявшее в центре на главной оси ансамбля, было богато украшено. Примерно в VII в. полностью развилась усложненная модульная система постройки, которая теперь использовалась при возведении любых зданий, стандартизируя таким образом планирование и строительство. В результате деревянные здания легко приспосабливались под различные нужды.

Китайские деревянные строения отличаются открытой конструкцией. Для них характерна тесная связь между декоративными и структурными элементами — украшения несли какую-либо конструктивную функцию. В частности, краска, наносившаяся на части конструкции, одновременно украшала их и защищала от гниения. Внешняя часть здания может быть подразделена на четыре основные части, каждой из которых соответствует свой тип украшений: крышу с большим выступом, защищающим здание от дождя, расписные консольные группы, имеющие как конструктивную, так и декоративную функцию; строительную основу, которая включает в себя столбы, стены, окна и двери; платформу, на которой покоились здания (таким образом деревянные конструкции были защищены от влаги). Каждый династический период имел свой свод законов, регулировавший расходы на строительство и использовавшийся для определения масштаба, формы и украшения каждого здания. Города династического Китая были в основном административными и политическими центрами районов (в основном сельских). Для того чтобы называться городом, они должны были быть обнесены стеной — это факт, который хорошо иллюстрирует китайское слово «чень», означающее одновременно «город», «городская стена» и «окружать город стеной». Начиная с XIV в. значение города вышло за рамки административного центра. Многие города отличались хорошей регулярной планировкой.

Пагоды

В основе китайской пагоды лежат многоуровневые деревянные строения, существовавшие в Китае в I в. до прихода буддизма, и буддийские индийские ступы. Форма основания пагод различалась в зависимости от династического периода: квадратные в плане доминировали до X в., затем стал преобладать полигональный план. Форма самой пагоды также изменялась — отчасти из-за влияния меняющейся формы ступы, отчасти благодаря стилистической эволюции. Пагоды строили обычно из кирпича или камня либо комбинируя эти материалы. Пагоды строили не только в буддийских районах Китая.

Дома

Благодаря обширной территории Китая, региональные и местные природные особенности, исторические, этнические и культурные традиции породили впечатляющее разнообразие форм и стилей. Такое разнообразие контрастирует с универсальностью «правительственного стиля»: независимо от региона, чем выше социальный ранг учреждения, тем менее выражен в его зданиях местный колорит. С другой стороны, дома в различных регионах сходны, их объединяют не только основные принципы конструкции, но и декор, симметрия и месторасположение.

Сады

Едва ли не все существующие сейчас в Китае классические сады заложены не ранее XIX в., но появились они намного раньше. Различие между имперскими парками и частными садами людей, получивших классическое образование, стало заметным уже к концу III в. Оба стиля оказывали друг на друга влияние в течение последующих полутора тысячелетий. Как и пейзажная живопись, они должны были воплотить суть идеальной природы и воспроизвести умозрительный дух ландшафта.