Расцвет Критской культуры приходится на 2100—1400 гг. до н.э. В III тыс. до н.э. развивалась также область Трои. После ряда разорений, с середины II тыс. она снова возрождается. Осада и разорение Трои воспеты в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Критские дворцы в Кноссе и Фесте примечательны своей планировкой внутреннего пространства и своеобразием выполнения архитектурных форм. В этих дворцах применялась также реалистическая живопись. Критские архитекторы выработали форму расширяющейся кверху круглой колонны, опирающейся на базу и имевшей капитель-эхин в форме вала, накрытого большой квадратной абакой. Эта форма колонны была создана с целью обеспечить достаточно большую площадку для опира- ния балок на колонны в случае землетрясения. На Крите сложился тип двухколонного портика в Антах (двор в Малия), развитый позднее в архитектуре классической Греции.
С 1400 г. до н.э. в культуре Крита наступает застой, а на материковой Греции происходит расцвет Микен. Памятниками Микен являются: гробница царя Атрея, ворота (львиные), в которых над перемычкой изображены фигуры двух львов и между ними — критомикенская колонна; дворец с тронным залом и большим мегароном, т.е. большим залом для пиров.